Autonews
Статьи

Угонщикам больше не дадут «просто кататься» на чужих машинах

Государственная Дума готовит поправки в Уголовный Кодекс (УК) с целью уточнить понятие «кража автомобиля». Уже с конца года ворам не удастся «просто прокатиться» на угоняемой ими машине. А вместо былых административных выплат их ожидают места не столь отдаленные...
Автосервисы
Autonews
Искать больше не нужно.
Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис
Угонщикам больше не дадут просто кататься на чужих машинах
Угонщикам больше не дадут просто кататься на чужих машинах  
Сейчас у каждого угонщика есть шанс на спасение. Даже если поймают на месте преступления, всегда можно сказать, что взял автомобиль просто покататься, и брал его не насовсем, а тем более не перепродавать. Такое правонарушение квалифицируется как «кража» , и наказание за нее – сущие пустяки по сравнению с тяжестью преступления, ведь угонщик покушается «на самое святое, что у нас есть».

Государственная Дума готовит поправки в Уголовный Кодекс (УК) с целью уточнить понятие «кража автомобиля». Уже с конца года ворам не удастся «просто прокатиться» на угоняемой ими машине. А вместо былых административных выплат их ожидают места не столь отдаленные.

По словам президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и главы подкомитета по страховому законодательству банковского комитета Госдумы Александра Коваля, необходимость готовящихся его коллегами поправок вызвана тем, что в действующем УК под понятие «кража автомобиля» не подпадает несанкционированное проникновение в транспортное средство с целью использования его для прогулки. В этой связи, при выяснении обстоятельств кражи следователи сталкиваются с определенными затруднениями.

На сегодняшний день под хищением в ст. 158 УК РФ понимаются «совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества». При этом, согласно комментариям к этой статье, объективные признаки хищения выражаются в изъятии чужого имущества для последующего обращения его в пользу виновного или других лиц. Изъятие же имущества, право обладания которым не может быть доказано владельцем (читай — угонщиком) на месте пресечения, не является хищением. Оно может повлечь за собой ответственность за иные преступления, например за самоуправство (ст. 330 УК).

Как пояснил A.Коваль в беседе с Autonews.ru, суть нынешних поправок сводится к тому, чтобы прировнять к краже как само покушение на хищение автомобиля, так и незаконное в него проникновение. «Если преступник просто сел в машину «полюбоваться ее интерьером» или «просто прокатиться», правоохранительные органы связаны по рукам и ногам в вопросе установления его вины. Хотя понятно, что угонщик завладел авто с корыстной целью», — сетует глава ВСС. В ближайшее время подготовленные поправки будут представлены экспертам по уголовному праву, а уже до конца октября, как ожидает А.Коваль, — в первое чтение. По данным депутата, средний ежегодный рост количества угонов по стране составляет 16%. По итогам 2004 года, в РФ остались не найденными 84 тыс. транспортных средств из числящихся в угоне. Такие темпы приводят к тому, что страховщики либо попросту отказываются страховать наиболее угоняемые автомобили, либо повышают тарифы на их страховку.

Напомним, за первые шесть месяцев текущего года лишь в списке разыскиваемых милицией в столичном регионе оказалось 6 149 автомобилей, мотоциклов и прочей техники. Как сообщили Autonews.ru в Департаменте уголовного розыска МВД России, хотя в большинстве случаев речь идет именно об угнанных авто, инкриминировать угонщику уголовное преступление бывает непросто. Между тем, страховщики, исходя из своей статистики угонов, вспоминают ситуацию с угонами 1-2-летней давности, когда пользующиеся особым спросом у угонщиков Chevrolet Niva и BMW X5 некоторые попросту отказывались страховать. А на немцев Volkswagen Passat и Audi A6 уже который год действуют повышенные тарифы на КАСКО.

По словам заместителя генерального директора компании «РЕСО-Гарантия» Игоря Иванова, на деле такая неясность в УК приводит к задержке выплат страхователям. Ведь лишь единицы из работающих по КАСКО (страхование по риску угон и ущерб) страховых компаний выплачивают компенсации по факту возбуждения уголовного дела. Большинство же предпочитает дождаться результатов следствия и закрытия дела. С учетом правовой неразберихи на это часто уходит год и более. А с учетом юридической изворотливости угонщиков им при задержании нередко удавалось сводить дело к административному наказанию в виде штрафа. Понятно, что ни о какой компенсации морального ущерба уже простившегося было со своим авто владельца в таких случаях и речи не идет.

Профессионалы, по словам И.Иванова, вообще предпочитают делить процесс угона машины на несколько этапов с отвечающими за ними исполнителями: один вскрывает, второй перегоняет, третий перебивает номера и лишь четвертый перепродает. Понятно, что отследить такую цепочку криминалистам удается не так уж и часто.

Артур Саруханов