branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Чиновники хотят контроля за ценами на бензин

Рост цен на бензин, который по цене вплотную приблизился к 20 рублям за литр, и сверхприбыли, получаемые от этого нефтяниками, не дают спокойно спать чиновникам. С одной стороны, население возмущается, с другой, "нефтянка" не делится нажитым...
Дорого!
Дорого!
Рост цен на бензин, который по цене вплотную приблизился к 20 рублям за литр, и сверхприбыли, получаемые от этого нефтяниками, не дают спокойно спать чиновникам. С одной стороны, население возмущается, с другой, "нефтянка" не делится нажитым...

Педставители Государственной думы намерены обратиться в правительство с просьбой стабилизировать цены на горюче-смазочные материалы. Хотя пока речь идет только о топливе для сельхозпроизводителей, пошли слухи о возможном госрегулировании цен и на автомобильный бензин. По данным директора департамента ТЭК Минпромэнерго Анатолия Яновского, за семь месяцев текущего года цены на бензин у производителей выросли на 3,7%, цены на дизтопливо — на 10%. При этом розничная цена низкооктановых бензинов выросла на 4%, высокооктановых — на 5%, дизтоплива — на 6,2%.

С госрегулированием по-русски страна столкнулась в конце прошлого года, когда, после очередного роста цен на автомобильное топливо, президент вызвал "на ковер" главу «Лукойла» Вагита Алекперова. Итогом беседы стало 5-процентное снижение цен на 1500 автозаправках компании по всей стране, а также 270 АЗС, работающих с «Лукойлом» по договору франчайзинга. С прочими (как это было в Ставрополье) разобралась Федеральная антимонопольная служба, возбудив дело о картельном сговоре. Однако, похоже, прошлогодней памятной беседы нефтяникам не хватило.

В беседе с Autonews.ru вице-президент Московской топливной ассоциации (МТА) Алексей Небольсин выразил надежду на то, что у государственных мужей хватит ума не приказывать ценам на бензин стоять. «Ведь цены эти растут вне зависимости от воли глав отдельно взятых государств. Учитывая установленную с октября пошлину на экспорт нефти на уровне 180 долларов за баррель и при отсутствии скачков мировых цен «черного золота» стоимость бензина в России, по меньшей мере, зафиксируется», — считает эксперт. До сих пор экспортные пошлины на вывоз нефти из страны не поспевали за ее ценой на глобальном рынке. Так, в конце прошлого года незначительное падение стоимости нефти за рубежом при сохранении относительно высокой экспортной ставки привели к снижению цены бензина в опте, а позже и в рознице. Ставка в 180 долларов за баррель, по мнению А. Небольсина, вполне соответствует текущим котировкам Urals в 56 долларов за баррель и приведет к сокращению вывоза нефти из страны.

Между тем, глава Министерства экономического развития и торговли России (МЭРТ) Герман Греф пообещал на днях собравшимся журналистам, что до конца текущего года резких скачков цен на бензин не ожидается. По его словам, резкого роста цен на бензин не будет, если не будет скачков цен на нефть на мировом рынке. Впрочем, глава МЭРТ имел в виду именно резкие скачки цен на «горючку», добавив, что положительная динамика все же сохранится.

Для борьбы с ней ведомство Г. Грефа разрабатывает меры по дифференциации ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), которые, как ожидается, дадут положительный эффект с точки зрения образования цен на бензин. Предполагается, что дифференциация ставки будет проведена по трем критериям: выработанности запасов нефти, географическому положению и удаленности от инфраструктуры, а также качеству нефти.

Кроме того, Г. Греф предлагает установить «приемлемую» мировую стоимость барреля нефти на отметке 27 долларов, а прибыль, получаемую нефтяниками сверх этой ставки, изымать. В МЭРТ предполагают, что, поделившись с бюджетом сверхдоходами, нефтяные компании сэкономят на НДПИ. Напомним, сейчас этот налог растет в зависимости от изменения мировых цен на нефть, чиновники же предлагают зафиксировать его на уровне 826,5 рублей за каждую тонну добытой нефти, если ее мировая цена превышает 27 долларов за баррель.

По словам исполнительного директора МТА Григория Сергиенко, искать логических взаимосвязей между ростом мировых цен на нефть, пошлиной на ее экспорт из России и налогом на добычу полезных ископаемых с целью объяснить текущие ценники на российских АЗС не стоит. Все это было бы возможно при наличии рынка с его антимонопольным законодательством и конкуренцией. Однако в России, по оценке Г. Сергиенко, такого рынка до сих пор нет. «Иначе как объяснить рост цен на бензин в стране, оставляющей треть добываемой нефти себе, а две трети отправляющей на экспорт», - отмечает эксперт.

Напомним, темпы роста цен на бензин в последнее время превысили даже самые пессимистические прогнозы. За две неполные недели сентября цены на московских заправках подскочили более чем на 8%, а в минувшие выходные цена литра 95-го уже перевалила за 19 рублей. По словам экспертов, если ситуация не изменится, то к концу года он может подорожать до 23-24 рублей за литр. И это не предел. По словам председателя комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Валерия Язева «внешних» оснований для удешевления бензина пока не видно. Ведь цена за баррель нефти в ближайшее время не упадет ниже 50 долларов, прогнозирует депутат.

Артур Саруханов