branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

В сентябре бензин станет совсем «золотым»

По Западной Европе стоит стон – автовладельцы считают затраты на бензин. В Великобритании стоимость автомобильного топлива «пробила» рубеж 1 фунт за литр, в ЕС вышла на средний уровень 1,23 евро. Россия не собирается отставать от развитых стран и в ближайшее время ответит очередным повышением цен на бензин - только в сентябре как минимум на рубль…
В сентябре бензин станет совсем золотым
В сентябре бензин станет совсем золотым
По Западной Европе стоит стон – автовладельцы считают затраты на бензин. В Великобритании стоимость автомобильного топлива «пробила» рубеж 1 фунт за литр, в ЕС – вышла на средний уровень 1,23 евро. Россия не собирается отставать от развитых стран и в ближайшее время ответит очередным повышением цен на бензин - только в сентябре минимум на рубль.

Американский ураган «Катрина», сокращение переработки нефти в Норвегии и прочие природные и экономические катаклизмы поставили очередные рекорды цен на нефть и, как следствие, на розничный бензин. Американцы отдают уже 2,46 долларов за галлон бензина, а на европейские АЗС бензин попадает уже по цене 862 доллара за тонну. Ликуют лишь российские нефтяники — никакие пошлины не заставят их отказаться от экспорта ГСМ за рубеж. Между тем в ближайшее время средняя стоимость литра горючки на отечественных АЗС повысится, по различным оценкам, от 50 копеек до рубля, уже подорожав на рубль.

Цена поставки бензина в северо-западной Европе достигла к концу предыдущей недели нового рекорда. Так, за период 26 августа - 2 сентября 2005г. цена поставки бензина выросла на 30% с 663 до 862,25 долларов за тонну. Столь существенное повышение цен на бензин на европейском рынке эксперты связывают с существенным подорожанием бензина в США, вызванного ураганом «Катрина», а также сокращением переработки нефти в Норвегии. Цена фьючерса на бензин на NYMEX на этой неделе достигла новой рекордной отметки — 2,46 доллара за галлон.

Безо всяких ураганов подорожала «горючка» и в России. По данным Центра исследований конъюнктуры нефтяного и нефтехимического рынков «Кортес», за последнюю неделю рыночные цены на бензин выросли на 4,39%. Минимальная и максимальная цены на бензин марки А-76 составили соответственно 13600 рублей и 16375 рублей за тонну. За бензин марки АИ-92/93 владельцы АЗС платили уже от 15550 до 19200 рублей за тонну, а тонна бензина марки АИ-95 обходился в 17950-20100 рублей.

Помимо бури эмоций, которую вызвал такой рост у автовладельцев подорожанием литра бензина, например, на московских заправках почти на рубль, СМИ с подачи аналитиков вновь заговорили о сговоре нефтяников.

По словам исполнительного директора МТА Григория Сергиенко, искать логических взаимосвязей между ростом мировых цен на нефть, пошлиной на ее экспорт из России и налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с целью объяснить текущие ценники на российских АЗС не стоит. Все это было бы возможно при наличии рынка с его антимонопольным законодательством и конкуренцией. Однако в России, по оценке Г.Сергиенко, такого рынка до сих пор нет. «Иначе как объяснить рост цен на бензин в стране, оставляющей треть добываемой нефти себе, а две трети отправляющей на экспорт», — вопрошает эксперт.

По мнению многих экспертов, сложившаяся на сегодняшний день система взаимодействия государства и нефтяников направлена на изъятие сверхприбылей у нефтяных компаний, которые они получают, экспортируя черное золото. Очередная попытка — предложение министра экономического развития Германа Грефа установить «приемлемую» мировую стоимость барреля нефти на отметке 27 долларов, а прибыль, получаемую нефтяниками сверх этой ставки изымать. В МЭРТ предполагают, что, поделившись с бюджетом сверхдоходами, нефтяные компании сэкономят на НДПИ. Напомним, сейчас этот налог растет в зависимости от изменения мировых цен на нефть, чиновники же предлагают зафиксировать его на уровне 826,5 рублей за каждую тонну добытой нефти, если ее мировая цена превысит 27 долларов за баррель.

В МТА считают, что такими методами само государство борется не с причинами роста цен, а их последствиями. Ведь при таком раскладе влияние интересов участников энергетического рынка, а, следовательно, нездоровая конкуренция сохраняются. Уже завтра нефтяники изыщут способы выдавить с рынка конкурентов, например, прибегая к административным ресурсам. К тому же, сложившаяся сегодня структура вертикально-интегрированных компания в сфере ТЭК не позволяет отслеживать ценообразование бензина от стадии переработки нефти до попадания горючего в розницу.

Все это сваливается на плечи рядовых граждан. Эксперты обращают внимание на очередной скачок оптовых цен на нефть за последний месяц почти на тысячу до 9 тыс. рублей за тонну. «Понятно, что из дорогой нефти дешевого бензина не получится», — говорит Г.Сергиенко, прогнозируя рост бензина на АЗС в ближайшее время на очередные 50 копеек. Впрочем, его коллега, президент МТА Евгений Аркуша, более категоричен. По его мнению, бензин марок Аи-92 и Аи-95 в Москве в ближайшее время вырастет приблизительно на один рубль за литр.

В попытке успокоить россиян Е.Аркуша добавил, что с октября-ноября цены могут пойти вниз. Характерно при этом, что еще в начале года в МТА ожидали относительного затишья на топливном рынке хотя бы летом, связанного с отпускным сезоном и падением спроса на бензин. Затишье это должно было стабилизировать ситуацию на рынке и даже привести к некоторому падению цен на горючку. Между тем в самый разгар сезона отпусков, за две недели июля, бензин подскочил в рознице почти на рубль.

Как это уже случалось раньше, вряд ли помогут и пересмотренные правительством в очередной раз ставки на экспорт тонну нефти из страны, которая зафиксирована с 1 октября текущего года на отметке 179 долларов (пока это 140 долларов за тонну). Природные и экономические катаклизмы в Европе и США в конце прошлой недели подбросили мировые цены на нефть до рекордных 71,85 долларов за баррель. Между тем, месяц назад при цене в 60 долларов декабрьские контракты на поставки нефти заключались уже по 80 долларов за баррель. Поэтому автолюбителям предлагается лишь затянуть пояса потуже и надеяться на то, что отдаваемые ими заправщикам деньги хотя бы не будут выводить из строя автомобили, так как качество нашего бензина никак не растет вместе с его ценой.

Артур Саруханов