Замена масляного фильтра: как его снять подручными средствами
Как работает масляный фильтр
Масляный фильтр — это сменный элемент, осуществляющий очистку масла от содержащихся в нем механических частиц. Так же как и топливный фильтр, он работает исключительно механически, не меняя химический состав. То есть, не способен избавить, например, от попавших в систему смазки примесей бензина или дизеля. Фильтры бывают разборные и неразборные.
Непосредственно фильтрующий элемент, находящийся внутри внешнего корпуса, представляет пропитанную специальным армирующим составом бумагу, уложенную «гармошкой» для максимальной площади фильтрации. Реже в качестве материала используются синтетические и несинтетические ткани.
Неотъемлемой частью системы фильтрации является перепускной клапан. Он защищает масляную систему двигателя от падения давления. В случае если давление в фильтре достигает критического (то есть, поток застопоривается и не идет дальше), подпружиненный клапан открывается и направляет поток в обход фильтра, чтобы не допустить масляного голодания мотора. Такой сценарий возможен при сильных морозах, когда масло чрезмерно густеет, или если фильтр сильно загрязнен.
Отметим, что перепускной клапан не обязательно расположен в самом сменном элементе — бывают схемы, где он установлен на двигателе, в месте стыка с фильтром.
Также иногда (в зависимости от конструктива двигателя) фильтр оснащается противосливным и противодренажным клапанами. Они предотвращают, соответственно, пролив масла из открученного фильтра и отлив из него на заглушенном моторе. Последнее необходимо, чтобы при следующем старте не терять драгоценные секунды на наполнение фильтра, и не снижать тем самым давление в системе. Ниже представлена общая схема двух видов в разрезе.
- Неразборные. Изготавливаются единой сменной деталью, подлежащей утилизации по окончании срока службы. Большинство современных масляных фильтров именно неразборные.
- Разборные. Как понятно из названия, содержат под внешним корпусом сменный элемент. Ввиду конструкции такие фильтры занимают больше места, а отдельная замена элемента требует выполнения большего количества операций и менее удобна, чем у одноразовых.
Как часто менять масляный фильтр
В первом приближении ответ однозначен: вместе с маслом. Что касается межсервисных интервалов, то рекомендация будет аналогична таковой для смены масла, и вообще любой технической жидкости в автомобиле. То есть, находим рекомендации производителя и делаем для себя соответствующие коррекции.
Если смена масла предусмотрена раз в 15 тысяч, то в целях профилактики лучше сократить эту цифру на треть, и менять каждые 10. Таким образом, мы вносим поправки на условия эксплуатации в российских реалиях: холодная зима, долгое межсезонье, большие перепады влажности, тяжелые пробки в крупных городах и т.д. Все это очевидным образом влияет на состояние любых техжидкостей и их фильтров, и сокращение межсервисных интервалов — не блажь, а насущная необходимость.
Как открутить масляный фильтр
Процедура замена масла и фильтра в абсолютном большинстве случаев не представляет сложности даже для новичка. Как и всегда, перед началом работ настоятельно рекомендуется изучить Руководство по ремонту и следовать ему. А в общем случае алгоритм будет следующим.
- Прогреть двигатель до рабочей температуры. Как и в ситуации с ранее обсуждаемой заменой антифриза, это необходимо для поднятия в системе смазки взвеси, которая частично уйдет в сливную тару. Также прогрев необходим для увеличения текучести масла — проще говоря, чтобы оно быстрее сливалось.
- Если фильтр находится снизу, то снять (при наличии) защиту картера. В некоторых моделях защит предусмотрены специальные технологические окна — как раз для доступа к фильтру и сливной пробке.
- Открутить маслозаливную крышку — так в системе не будет создаваться разрежения, и жидкость будет вытекать быстрее.
- Открутить сливную пробку и слить отработанное масло в заранее приготовленную тару.
- Открутить масляный фильтр.
Как снять масляный фильтр без специального ключа
Как правило, основную сложность при замене фильтра составляет процесс его откручивания. Даже если он был затянут от руки (как и положено), прикипевшее уплотнительное кольцо часто не дает детали сдвинуться с мертвой точки. Для решения этой проблемы можно применить несколько методов.
Специальный съемник фильтров
Бывает нескольких видов, можно выбрать наиболее удобный, исходя из компоновки и месторасположения фильтра. Среди самых распространенных типов съемников — «чашка», «краб», «серп», цепной и ленточный. Первые три инструмента получили свои названия за характерный внешний вид.
Ремень
Причем ремень может быть как автомобильный, так и обычный от брюк. Прикипевший фильтр откручивается путем накидывания на него петли из ремня с последующим ее затягиванием и приложением силы уже к ремню, а не к фильтру.
Отвертка, лом, большое шило
Самый «варварский» способ, если другие варианты недоступны или не сработали. Суть метода в банальном пробитии корпуса фильтра (он из тонкого и мягкого металла) и сворачивании его по принципу обычного воротка. Очевидно, что при таком подходе масло из фильтра неминуемо прольется. Также следует быть осторожным, дабы не повредить резьбу — пробивать корпус нужно подальше от точки контакта с двигателем. И конечно, подобный «лайфхак» применим только к одноразовым фильтрам.
Замена масляного фильтра: что делать дальше
Прежде чем установить новый неразборный фильтр, следует аккуратно, чистой ветошью или плотными бумажными салфетками, очистить место прилегания уплотнительного кольца и вокруг него. Также перед накручиванием необходимо смазать кольцо фильтра маслом, чтобы гарантировать плавное закручивание и герметизацию.
Если фильтр разборный, к процедуре очистки посадочного места добавляется алгоритм извлечения и ревизии деталей. Это может быть дренажный клапан, пружины, различные уплотнения и прочие компоненты. В ряде случаев некоторые из этих элементов подлежат замене наряду с фильтрующим элементом. Для определения точной последовательности работ необходимо ознакомиться с Руководством по обслуживанию конкретного автомобиля.
Краткие тезисы
- Назначение: механическая очистка моторного масла от абразивных частиц без изменения химического состава.
- Конструкция: фильтрующий элемент из специальной бумаги, уложенной гармошкой для максимальной площади.
- Перепускной клапан: критически важен для защиты двигателя от масляного голодания при засорении фильтра или густом масле.
- Противодренажный клапан: предотвращает стекание масла из фильтра после остановки мотора для быстрого роста давления при запуске.
- Типы фильтров: бывают неразборные (одноразовые) и разборные (со сменным элементом).
- Замена фильтра: выполняется вместе с полной заменой моторного масла.
- Сокращение интервала: в тяжелых условиях (холод, пробки) интервал замены масла и фильтра рекомендуется сократить на треть.
- Подготовка к замене: перед заменой необходимо прогреть двигатель для улучшения текучести масла и сбора взвеси.
- Способы снятия: для откручивания используют ключ-съемник, ремень или пробивание корпуса (крайний метод).
- Установка нового фильтра: обязательна смазка уплотнительного кольца маслом и очистка посадочной площадки.
Читайте также: