Статьи, 23 сен 2022, 05:00

Белоруссия ввела запрет на вывоз автомобилей. Что нужно знать про Россию

В Белоруссии на полгода ввели запрет на вывоз широкого ряда промышленных товаров, включая автомобили. Однако для России есть большое исключение
Читать в полной версии

Белоруссия приняла решение ввести временный запрет на вывоз за пределы страны ряда промышленных товаров, в том числе и автомобилей. Ограничения вступили в силу 23 сентября 2022 года. Такое решение будет действовать на протяжении шести месяцев. Ограничения затронут также экспортные процессы со странами — членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в который входит и Россия. Официально о причинах такого решения не сообщается.

«Установить временный запрет на вывоз за пределы Республики Беларусь в государства — члены Евразийского экономического союза товаров по перечню согласно приложению вне зависимости от страны происхождения», — говорится в постановлении.

В документе уточняется, что запрет не распространяется на продукцию, чье белорусское или российское происхождение подтверждено сертификатом, или же товары с разовой лицензией на вывоз. То есть произведенные в самой Белоруссии автомобили по-прежнему можно будет экспортировать.

При этом самое важное исключение сделано для России в рамках созданного с нашей страной Союзного государства. Так, в постановлении есть важный пункт 3: «Действие пункта 1 настоящего постановления не распространяется на товары… вывозимые из Республики Беларусь в Российскую Федерацию в рамках Союзного государства (в том числе транзитом через территории иных государств)».

На эту особенность уже обратили внимание местные СМИ и эксперты из Белорусской автомобильной ассоциации (БАА).

«Запрет не распространяется на товары, перемещаемые в рамках Союзного государства, — прокомментировал Сергей Варивода, председатель правления БАА. — Реэкспорт автомобилей, ввезенных из-за пределов Таможенного союза, у нас осуществляется главным образом в Россию. Поэтому нет оснований полагать, что постановление каким-то образом скажется на деятельности автодилеров», — сказал Варивода белорусскому изданию «Онлайнер».

По его словам, в автомобильной отрасли ничего не меняется. «Вывоз в рамках ЕАЭС возможен через разрешительную процедуру, но пока мы не сталкивались с ограничениями в поставках автокомпонентов, например, в Казахстан», — заключил эксперт.

В свою очередь представитель Национального союза автомобилистов Антон Шапарин предположил, что такой документ в Белоруссии приняли, чтобы обезопасить себя от возможных претензий со стороны тех иностранных государств, которые ввели санкции в отношении России. По его словам, в документе прописан запрет на вывоз, но при этом в нем есть специальные исключения именно для России.

На данный момент в Белоруссии работает совместное белорусско-китайское предприятие «БелДжи». На нем производят автомобили Geely, которые в том числе отправляют в Россию. Как отметил Антон Шапарин, никаких проблем с экспортом автомобилей в Россию не возникнет, ведь ограничения в том числе не касаются машин, которые собирают непосредственно в Белоруссии. Поэтому, по словам эксперта, модели Geely должны продолжить привозить в Россию. То же самое касается и автомобилей МАЗ.

Как перегонщики используют Белоруссию для ввоза машин в Россию

По словам перевозчиков, схема ввоза автомобилей в Россию через Белоруссию обусловлена возможностью обойти санкции и сэкономить на растаможке машин в России. Например, через Белоруссию в некоторых случаях еще возможно провести банковские переводы. Некоторые продавцы привозят автомобили в Республику Беларусь, используя схему с возможностью льготной растаможки. Так, многодетным родителям и инвалидам определенных групп в стране полагается скидка 50% на таможенные платежи. Подобный способ эксперты называют рисковым, но скорее для продавцов, нежели для покупателей.

Заказывать автомобили из Европы в Россию напрямую не получится: машины также приходится везти с оформлением в дружественных странах. Также покупателям нужно маневрировать между различными санкциями, включая ограничения денежных переводов. Так, ранее Европейский союз запретил экспорт в Россию предметов роскоши, в том числе автомобилей. В санкционный список попали машины, чья цена превышает €50 тыс. Например, к ним относятся Audi, BMW, Mercedes-Benz, Ferrari, Porsche и прочие.

Поэтому машины приходится оформлять на физлиц, доставлять в частном порядке и почти всегда своим ходом, потому что транспортные компании фактически не работают. Еще одна проблема — доставка денег за границу. Несмотря на то что технически SWIFT-переводы до сих пор работают, пусть и занимают две недели, крупные европейские дилеры остерегаются получать оплату из России.

Как рассказали перегонщики, деньги приходится везти «в карманах», наличными — причем с максимальным ограничением суммы €10 тыс. на человека. Отсюда родилось несколько вариантов схем: за дорогими машинами в Европу теперь ездят либо компанией из нескольких человек, либо несколько раз пересекают границу, оставляя запасы на той стороне у знакомых или партнеров, либо пользуются услугами челноков.

«В Белоруссии для этого есть специальные бабушки, — рассказывал эксперт по подбору автомобилей и автор канала AvtoRevizorro Кирилл Чернов. — Раньше они таскали через границу сигареты и топливо, а теперь еще и наличку. Нужно перевезти €40 тыс. — пожалуйста, вот тебе четыре бабушки с визами, каждой заплати еще по €30–50. Этот способ там буквально поставлен на поток, правда, теперь непонятно, что будет с новыми ограничениями на въезд, которые ввели прибалты».

Растаможить и зарегистрировать новый и б/у автомобиль из Белоруссии в России проблем не составит. Самый простой вариант — это покупка автомобиля с электронным ПТС. Этот документ работает и в Белоруссии, и в России, а часть производителей уже давно продает машины именно с ЭПТС. В таком случае при ввозе в Россию нужно будет только оплатить утилизационный сбор — около 3 тыс. руб. Причем систему ЭРА-ГЛОНАСС на них устанавливать необязательно из-за введенных временных льгот.