Статьи, 05 мая 2021, 12:00

«Это не заработок». В ГИБДД убеждают дилеров регистрировать машины

В ГИБДД объяснили плюсы регистрации автомобилей для дилеров: продавцы могут привлечь больше довольных клиентов. Но стоимость услуги в 500 рублей интересна не всем. В ФАС готовы пересмотреть тарифы, если будут обращения
Читать в полной версии
Фото: Shutterstock

В Госавтоинспекции отреагировали на невысокую заинтересованность дилеров в постановке на учет новых автомобилей по цене госуслуги. Чтобы взять на себя часть функций ГИБДД, дилерский центр должен получить статус специализированной организации: оказывать услугу можно не больше, чем за 500 рублей, а продавать сами таблички не дороже 2000 рублей. Ранее опрошенные Autonews.ru крупные автодилеры признались, что им выгоднее оказывать такой сервис по привычной схеме: отвозить машины на эвакуаторе в ГИБДД и ставить их на учет по доверенности. Стоит это гораздо дороже — 10-15 тыс. рублей.

Всего специализированных организаций в 2021 году 418 (549 филиалов) включая юрлиц и индивидуальных предпринимателей
Поставлено на учет с их помощью В 2020 году 19 882 автомобиля
В 2021 году 21651 автомобиль
Всего продано автомобилей В 2020 году 1 598 825 автомобилей

В Госавтоинспекции считают, что дилеры пока до конца не оценили всех преимуществ от постановки на учет машин по льготным ценам. Замначальника Управления регистрационно-экзаменационной деятельности, технадзора и оказания госуслуг ГУОБДД МВД Сергей Фомочкин уверен: новая схема работы может снизить часть расходов для дилеров. Так, если дилер, не входящий в перечень спецорганизаций, представляет интересы автовладельца в ГИБДД в рамках Гражданского кодекса, то дистрибьютору приходится нести при этом определенные расходы: на бензин, работу эвакуатора и его водителя. А нормы закона о регистрации транспортных средств позволяют исключить процедуру представления автомобилей на осмотр в ГИБДД: вместо этого, осмотром занимается специально обученный сотрудник автоцентра.

«Получается, что по сути сотруднику дилерского центра делегированы полномочия инспектора, который осматривает транспортные средства, — уточнил Фомочкин в беседе с Autonews.ru. — Делегируя такие полномочия автосалонам, законодатель должен был предусмотреть, что эксперт обязан обладать определенными специальными познаниями. Требования к обучению сотрудников заложены в соответствующем приказе МВД России: это более чем доступные нормы и требования к повышению квалификации сотрудника».

В подтверждение своих слова Фомочкин представил данные по анализу размещенных в интернете сведений которые свидетельствует, что такая программа переподготовки «вполне доступна для дилеров»: затраты на обучение по часам, по его словам, незначительны и в среднем не превышают 20 тыс. рублей.

«Понимаю, что дилеров смущает установленный тариф на данную услугу — 500 рублей. Но установлен он не МВД России, а ФАС. При этом приказ по тарифам с МВД не обсуждался и не согласовывался, наверное, в связи с тем, что этот вопрос в целом не относится к компетенции МВД», — пояснил Фомочкин.

Фото: Shutterstock

Он также напомнил: Федеральный закон № 283 «О государственной регистрации транспортных средств…» только предоставляет дилерам такую возможность — стать специализированной организацией и помогать таким образом своим клиентам быстро и с удобством регистрировать автомобили, но никаких обязательств нет.

ГИБДД: дилерам должно быть выгодно заниматься постановкой на учет

По мнению представителя ГИБДД, предоставление автовладельцам такой услуги даже в рамках установленного Федеральной антимонопольной службой (ФАС) тарифа тем не менее будет выгодно для дилеров.

«Если обученный сотрудник в течение года работая в небольшом автосалоне сумеет зарегистрировать 100 автомобилей, то даже при расходах на обучение и тарифе 500 рублей за услугу, его работа будет прибыльной. Важно, что при этом сотрудник может выполнять и другие функции в дилерском центре, кроме осмотра и оформления. Например, работать как мастер-приемщик», — считает Фомочкин.

Главным камнем преткновения на пути дилеров стал невысокий тариф на данную услугу. Но в ГИБДД советуют посмотреть на оказание такой услуги как на дополнительную конкурентную возможность и повышение имиджа в глазах потенциальных покупателей.

«Автосалоны стали рассматривать такую услугу как чистую бизнес-идею, но тарифы оказались отличными от их ожиданий, — рассуждает Фомочкин. — Но когда мы еще вводили такую норму, то говорили, что в первую очередь она не про бизнес. Оказание такой услуги — имиджевый ход для дилера. Именно их клиенты смогут удобнее и быстрее всех приобрести автомобиль и выехать из дилерского центра уже со всеми документами, страховкой и регистрацией. И надо понимать, что любые расходы дилеров учитываются в себестоимости автомобиля — за все в итоге все равно приходится платить потребителю».

Фото: Shutterstock

При этом, как напомнил представитель ГИБДД, дилеры также имеют возможность самостоятельно изготавливать государственные регистрационные знаки. «Для легковых автомобилей действует тариф 2 тыс. рублей, для мотоциклов и прицепов — 1,5 тыс. рублей, — отметил Фомочкин. — При этом себестоимость такого комплекта конечно же ниже.

Дилеры: пока автомобили покупают и без этой услуги

Поучившие статус специализированных организаций дилеры официально признают преимущества такой услуги. Однако есть и несогласные. По оценкам участников рынка, которые попросили не называть их компании, дополнительно вкладываться в обучение сотрудников, пока автомобили можно регистрировать просто по доверенности, невыгодно.

«Сейчас услуга у дилеров стоит от 10 тыс. до 25 тыс. рублей и дилеры на этом зарабатывают, — говорит один из источников. — После получения статуса специализированной организации дилер должен организовать специальную зону для подготовки автомобиля, закупать оборудование и обучать сотрудника. Все это дополнительные расходы. Если регистрировать автомобили по установленному тарифу за 500 рублей, заработок просто прекратится. Мы скорее видим в этой схеме дополнительные расходы».

Еще один из источников признает: в будущем, после того, как дефицит на рынке исчезнет, и ситуация с продажами стабилизируется, покупатели вновь начнут диктовать свои правила на рынке. Тогда такая услуга по регистрации в ГИБДД действительно превратится в конкурентное преимущество и в итоге ее будут оказывать все, чтобы быть клиентоориентированными и идти в ногу со временем. «Но пока этого можно не делать, все будут тянуть до последнего», — считает источник.

Фото: Shutterstock

В свою очередь генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль отмерил, что регистрация автомобиля непосредственно у дилера удобна и выгодна для автомобилистов, а вот для дистрибьюторов все наоборот. По оценкам представителя дилерского сообщества, дополнительные расходы не окупятся быстро, если стоимость услуги будет равняться сумме, установленной ФАС.

ФАС: готовы изменить тариф

В пресс-службе ФАС корреспонденту Autonews.ru объяснили, что на момент установления тарифа на услугу специализированной организации, услуга такого рода официально еще не предоставлялась. «При установлении тарифа ФАС исходила из того, что размер государственной пошлины за госрегистрацию транспортных средств и совершении иных действий, связанных с выдачей свидетельства о регистрации ТС, составляет 500 рублей (при безналичной оплате — 350)», — сообщили в ФАС.

Там также обратили внимание, что при размещении проекта приказа ФАС федеральном портале проектов нормативных правовых актов, замечаний на него не поступило. С момента установления тарифа в ведомство обращения от заинтересованных лиц также не поступали. «Вместе с тем, ФАС России готова рассмотреть вопрос изменения тарифа в случае представления заинтересованными лицами экономического обоснования», — сообщили в пресс-службе.

Как регулируется работа специализированных организаций

Вся правовая основа, регулирующая возможность регистрации автомобилей у дилеров, сформирована в Федеральном законе № 283 «О государственной регистрации транспортных средств…». Инструмент, с помощью которого инспекторы ГИБДД при регистрации новых автомобилей взаимодействуют с автосалонами реализована с учетом возможностей портала Госуслуг. Заявления, которые подают дилеры от имени собственников в адрес ГИБДД, приходят именно через госпортал. Список специализированных организаций регулярно обновляется: приходит кто-то новый, а иногда организации его покидают. Например, в связи с истечением срока договоров на используемые помещения или дилерского соглашения с автопроизводителем.

Фото: Shutterstock