Колонки, 12 ноя 2019, 11:26

За и против: почему нужно штрафовать за превышение средней скорости

Экс-начальник Управления ГИБДД МВД по Татарстану Рифкат Минниханов — о том, почему нельзя отменять штрафы за превышение средней скорости и кто их получает сейчас
Читать в полной версии
Фото: Егор Алеев / ТАСС

Идея депутатов фракции ЛДПР, которые предложили отменить штрафы за превышение водителями средней скорости, вызвала широкий резонанс среди автомобилистов. Одним из авторов инициативы выступил депутат Ярослав Нилов, который в колонке для Autonews.ru ранее обосновал свою позицию.

В свою очередь, в поддержку системы фотовидеофиксации, которая в дополнение к мгновенной скорости измеряет еще и среднюю на участках дорог, высказался экс-начальник Управления ГИБДД МВД по Татарстану Рифкат Минниханов, который сейчас занимает должность директора ГБУ «Безопасность дорожного движения» региона.

­

— К системе автоматической фотовидеофиксации нарушений ПДД всегда было особенное отношение как у водителей, так и у депутатов. Но внедрение этой системы не оказало никакого негативного влияния на законопослушных автомобилистов. Те, кто не нарушал ПДД, как не получали штрафов до этого, так и спокойно продолжили ездить без них после.

Статистика объективна: внедрение системы автоматической фиксации превышения разрешенной скорости движения помогло снизить количество погибших на дорогах. К примеру, только в Татарстане — с 880 человек в 2004 г. до 379 в 2018 году. Именно с появлением в 2008 г. автоматических приборов тенденция по снижению смертности приобрела устойчивый характер. Когда удалось успокоить скорость движения, автоматически снизилось и количество других нарушений — например, проездов на красный сигнал светофора, выездов на встречную полосу, непредоставлений преимущества пешеходам.

Логическим развитием автоматического контроля скорости движения стала система фиксации превышения установленной скорости на участках улично-дорожной сети — то, что принято называть фиксацией средней скорости. Строго говоря, это фиксация скорости движения транспортного средства не в конкретной точке, а на отрезке пути определенной протяженности.

Принципиального отличия с определением мгновенной скорости нет — превышение остается превышением, где бы оно ни совершалось. Датчики на границах отрезка фиксируют время проезда транспортного средства. Затем делят длину отрезка на время его прохождения. Так определяется средняя скорость движения транспортного средства. Если она оказывается выше установленного ПДД ограничения, водители получают штрафы.

Фото: Mos.ru

Такой проступок наказывается, как и «обычное» превышение скорости, согласно установленным в КоАП нормам. Настраивается система следующим образом. Возьмем шоссе, где можно ехать 90 км в час. К нему мы пока прибавляем «нештрафуемый» лимит 20 км/ч (вот его давно пора отменить) и накидываем сверху еще 1–2 км/ч к скорости в зависимости от погрешности работы прибора. Все, что свыше, будет считаться превышением, и, чтобы «заработать» штраф с таким нарушением, нужно проехать определенный участок.

Подобные системы контроля соблюдения ограничения скорости — это не российское ноу-хау. За рубежом они давно и активно применяются для контроля движения в тоннелях. На самом деле такой подход даже более лоялен к водителю, поскольку позволяет компенсировать случайное превышение установленного ограничения скорости своевременной корректировкой манеры езды. Если же превышение будет иметь систематический характер, нарушение будет неизбежно зафиксировано. Обвинять автоматику в предвзятости абсурдно.

Согласиться с аргументами депутата Нилова о том, что превышающий скорость водитель может уйти от наказания, если съедет на заправку или в кафе, невозможно. Приведу ответный пример. Вот водитель едет со средней скоростью 150 км в час. Остановился в кафе. При этом его путь проходит через 144 участка, которые покрывают 100 камер. Да, на первом участке он может отсидеться и, возможно, штраф не получит. Но не будет же он все 144 раза заправляться или пить кофе. Водитель все равно будет ехать большую часть пути без остановок, и каждое нарушение будет зафиксировано — тотальный контроль обойти практически не получится.

Мне совершенно непонятно, почему у депутатов появилась инициатива запретить фиксацию превышений установленного ограничения скорости на участках дорог. Не лучше было бы сосредоточиться на том, как убрать с дороги тот самый второй лагерь автомобилистов — непримиримых сторонников действий «по ситуации», борцов за собственные ПДД без ограничений, без фотовидеофиксации, с которой невозможно договориться и которую невозможно обмануть?

Президент страны Владимир Путин поставил перед Госавтоинспекцией задачу снизить смертность на дорогах к 2024 г. до четырех погибших на 100 тыс. населения. При этом сотрудников ГИБДД продолжают сокращать, целевые показатели не меняются, а необходимость развития цифровых технологий контроля дорожного движения блокируется принципиальными противниками ПДД и рядом уважаемых депутатов. Иногда кажется, что кто-то задался целью помешать ГИБДД исполнить задачи национального проекта, но приказ Верховного главнокомандующего будет выполнен.