Статьи, 28 мая 2019, 17:55

Новая российская машина за 450 тысяч: все подробности

Откуда взялся проект российского электрокара Zetta, на какой базе он сделан, где будут выпускать машину, когда начнутся продажи и кому в России нужен такой автомобиль
Читать в полной версии

В конце года начнутся продажи нового автомобиля российского бренда Zetta с электрическим мотором и ценой в 450 тыс. рублей. Наладить выпуск машины планируют в Тольятти, но к АвтоВАЗу этот автомобиль никакого отношения не имеет. В перспективе производитель рассчитывает выпускать до 15 тыс. машин ежегодно.

Что такое Zetta

Разработкой электрокара занимается российская инжиниринговая компания Zetta, резидент особой экономической зоны ТОСЭР (Территория опережающего социально-экономического развития) в Тольятти. Компания специализируется на проведении технических экспертиз, разрабатывает решения в области электрических силовых агрегатов и имеет собственный штат конструкторов, дизайнеров, инженеров и программистов. Стилистику будущей машины и все технические решения Zetta разработала самостоятельно.

Главный проект компании официально называется ZETTA — аббревиатура от Zero Emission Terra Transport Asset, то есть «Транспортный актив с нулевым выбросом». Это не автомобиль, а модульная платформа с мотор-колесами, на базе которой можно строить целый ряд автомобилей различных габаритов с любыми типами кузовов. Общий объем инвестиций в проект составил 450 млн рублей, причем разработка проходила при финансовой поддержке Минпромторга, а в подготовку производственной площадки вложился Фонд развития моногородов.

Что представляет собой автомобиль

Первым на рынок выйдет трехдверный четырехместный автомобиль длиной чуть более трех метров. За задними креслами есть небольшой багажник объемом 180 литров. Привод — передний или полный в зависимости от числа установленных мотор-колес, масса машины — от 500 до 700 кг с батареями разной емкости. Максимальная скорость ограничена электроникой на уровне 120 км/ч, а минимальный запас хода составляет 200 километров.

У машины довольно спорный дизайн, а в салоне есть только руль и планшет медиасистемы, с помощью которого управляются все бортовые устройства. Электрокары оснащены системой динамической стабилизации и кондиционером. Доступ в салон осуществляется без ключа.

Какую использовали платформу

Модульная платформа для автомобилей Zetta представляет собой металлический каркас с навешенными на него панелями из композитных материалов. В подвеске используются элементы от переднеприводных моделей Lada, а вместо двигателя — от двух до четырех мотор-колес в зависимости от модификации. Zetta применяет асинхронные мотор-колеса, отличающиеся меньшим энергопотреблением. Тяговая батарея расположена под полом.

Все элементы, кроме батареи, российского производства. Литий-полимерный аккумулятор GE Power Technology покупают в Китае, и это самый дорогой элемент конструкции, стоимость которого составляет до 50% цены всей машины. Запас хода варьируется от 200 до 560 км в зависимости от установленной батареи.

Платформа позволяет изготовить целый ряд машин, включая родстер, грузовичок, пикап и коммунальную технику. Среди разработок значится вариант для инвалидов с пандусом для коляски в задней части машины и даже машина на нейроуправлении, которой можно будет управлять силой мысли.

Что известно о ценах и комплектациях

Сначала на рынок выйдут пассажирские машины в самой простой комплектации с трехдверным кузовом, четырехместной компоновкой и приводом только на передние колеса. Заявленная стоимость — 450 тыс. руб., причем на эту версию будет проходиться около 40% всех продаж.

Вторая комплектация подразумевает батарею увеличенной емкости, а топ-версия будет оснащаться четырьмя мотор-колесами, то есть приводом на все колеса. Доля этих версий составит по 30%, но цены на них пока не определены. Гарантия на все варианты составит 2 года или 150 000 км пробега.

Где будет организовано производство

Сборочная площадка для производства автомобилей Zetta строится в центре Тольятти с прошлого года. Будущее производство занимает около 20 тыс. кв. м, но сам конвейер пока не готов. По данным «Российской газеты», помещения разбиты на участки, а сборочное оборудование только готовится к установке.

По словам гендиректора компании Zetta Дениса Щуровского, сейчас производство готово на 70%, а выпускать машины можно будет уже в конце года. «В августе машина должна уйти на сертификацию, к сентябрю-октябрю ее пройти, и с декабря мы планируем начать продажи. Это будут уже серийные машины. Все валидационные испытания автомобиль прошел», — объяснил Щуровский в интервью «РИА Новости».

Сборкой машин будут заниматься около 200 сотрудников. До конца года Zetta планирует изготовить не более 10 серийных автомобилей, а в планах на следующий год значится уже 2000 штук. В пределе мощности позволяют делать по 15 000 электромобилей ежегодно, две трети которых компания планируется поставлять на экспорт уже в 2020 году.

С кем будет конкурировать Zetta

Новых автомобилей подобного класса в нашей стране не продают. В 2013 г. на рынок вышел электрокар Damer E-Car GD04B на шасси Chery QQ по цене 499 900 рублей. Автомобиль длиной 3,3 м весил 750 кг, оснащался турецкими батареями и имел пробег 150 км, но продажи остались штучными.

Аналогичные машины массово выпускают в Китае. Например, серийный Baojun E100 стоит в переводе на рубли чуть больше 450 тыс., имеет те же 200 км пробега и максималку на уровне 100 км в час. Микрокар Zotye E200 Pro может пройти от 160 до 300 км, разгоняется до 120 км/ч, но стоит больше 600 тыс. руб. с учетом субсидий китайского правительства. Объемы продаж даже на внутреннем рынке не превышают 20 тыс. штук в год.

Аналогичную концепцию предлагает шведский стартап Uniti One. Двухместный электрокар имеет запас хода до 300 км и стоит около 14 тыс. евро. Пятиместные варианты оцениваются ужу в 20 тыс. евро. Компания пыталась принимать предзаказы, но пока дело ограничилось лишь демонстрацией ходовых образцов.

Кому нужен такой электрокар

По данным аналитического агентства «Автостат», в первом квартале 2019 г. в России было продано всего 66 новых электрокаров, причем более половины этого объема пришлось на дорогой кроссовер Jaguar I-Pace. С учетом отсутствия инфраструктуры перспектив для продаж частникам такой машины в России немного, поэтому в компании рассчитывают на заказы от коммунальных и социальных служб.

Кроме того, интерес к приобретению электрокара проявляет некий крупный игрок автомобильного рынка Казахстана. Также Zetta планируют поставлять в ряд арабских государств и страны Северной Африки, где главным конкурентным преимуществом по сравнению с китайской продукцией станет цена.