Статьи, 17 сен 2018, 14:14

Ситуация критическая: что будет с ценами на автомобили

На фоне падающего рубля автокомпании в очередной раз поднимают цены. Те, кто откладывали это решение, признают: надежд на лучшее не осталось. Мы выяснили, что подорожает в первую очередь, а на что уже переписаны ценники
Читать в полной версии
Фото: Дмитрий Рогулин / ТАСС, РБК, Kia, АвтоВАЗ, Skoda

Середина сентября стала одним из самых волнительных периодов для автомобильных компаний с 2014 года: курс рубля продолжал упорно снижаться. С начала августа рубль упал уже более чем на 10%. Ответ Центробанка на возросшие инфляционные риски «со стороны внешних условий» последовал 14 сентября — регулятор повысил ключевую ставку на 0,25 п.п., до 7,5%. Курс рубля сразу же вырос к доллару и евро: перед самым объявлением о решении доллар стоил 68,4 руб., а через шесть минут после — торговался по 67,8 руб. (евро подешевел с 80 до 79,4 руб.).

Новости о повышении ключевой ставки ведущие игроки автомобильной отрасли восприняли позитивно, отметив, что «это позволит немного скорректировать рост цен, но одновременно с этим решением подорожают автокредиты». При этом ряд руководителей крупных автобрендов, включая старшего вице-президента Groupe Renault и руководителя региона Евразия Николя Мора, ранее заявляли Autonews.ru, что пороговой отметкой станет 79 руб. за евро, после которой адаптация цен на автомобили к текущим реалиям станет просто неизбежна.

Лучше не будет

Опрошенные Autonews.ru представители крупнейших автокомпаний даже при стабилизации рубля назвали текущую ситуацию критической. Даже те бренды, которые старались не повышать цены, теперь вынуждены это сделать и решения уже приняты.

«Автокомпании просто не выживут, если не поднимут цены вслед за рынком в сентябре и октябре. Мер дополнительной поддержки для отрасли практически не осталось за исключением уже одобренных заемов, а также поддержки компаний, работающих с Дальним Востоком и производящих газомоторную технику», — объяснил представитель одного из крупнейших автоконцернов, работающих в России.

По его словам, ситуацию усугубляет повышение НДС до 20% с 1 января 2019 года. Кроме того, автопроизводителей пугают требования проекта постановления № 719 («О подтверждении производства промышленной продукции на территории России», где в обязательном порядке значится развитие технологий, включая создание и производство в России двигателей, коробок передач, блоков управления и систем помощи водителю — прим. Autonews.ru).

«Ситуация, когда евро стоил уже хотя бы 79,5 руб., стала для нас признаком улучшения, — признался представитель другой автокомпании. — Конечно, дешеветь уже ничего не будет, но и наши автомобили не начнут дорожать в нынешней ситуации слишком ощутимо».

Топ-менеджер еще одного крупного бренда в беседе с корреспондентом Autonews.ru признался, что лучше в плане цен уже точно не будет. «Точно сказать, насколько именно подорожают автомобиль нельзя, факторов, которые влияют сейчас на цены, слишком много», — добавил он.

В Nissan официально подтвердили, что точно повысят цены в ближайшее время, но не уточнили, насколько, сказав лишь, что в отличие от многих других брендов, цены пока не индексировали. Представитель Ford Sollers ранее уже подтверждал повышение цен с 3 сентября, как и представители General Motors, а также Jaguar Land Rover.

Между тем в крупной дилерской компании Autonews.ru заявили, что с сентября примерно на 1-2% подорожали автомобили Kia, Toyota, Lexus, а также ряд моделей марок Ford и Mazda. «Судя по планам, что нам присылают производители, дальше будет только дороже», — объяснил представитель дилерского холдинга.

Что уже подорожало

Если сравнить цены даже на недавние новинки, которые появились в России, то все они успели заметно подорожать с момента запуска. К примеру, универсал Lada Vesta SW Cross еще в апреле стоил от 711 тыс. до 825 тыс. рублей, а сейчас — от 795,9 тыс. до 891,9 тыс. рублей. Представленный в мае Mitsubishi Eclipse Cross стоил от 1,399 млн до 2,163 млн, а теперь — от 1,409 млн до 2,178 млн руб.

Еще одна новинка 2018 г., фастбек Kia Stinger, подорожал на 60 тыс. руб. во всех комплектациях. Так, на момент запуска в феврале Stinger стоил от 1 899 900 до 3 229 900 руб. за версию GT, а теперь — от 1 959 900 и от 3 289 900 руб. соответственно. Новый кроссовер Kia Sorento Prime в январе обходился в сумму от 1 849 900 руб., а теперь уже от 1 879 900 рублей.

Дорожают и премиальные модели. Например, предоставленная в феврале Audi Q5 стоила от 3,05 млн рублей. Теперь же за модель придется отдать минимум 3,11 млн рублей. Кроссовер BMW X3 xDrive20i в начале года стоил от 2,95 млн рублей, а теперь — от 3,03 млн. Lexus NX 200 в мае предлагался по цене от 2,275 млн руб., а теперь стоит от 2,36 млн рублей.

Цены оживились в сентябре

Директор по развитию компании РОЛЬФ Владимир Мирошников подтвердил Autonews.ru, что в сентябре производители начали повышать цены на автомобили на 1-2%, в том числе, чтобы компенсировать запланированное увеличение НДС с 18% до 20%.

«При изготовлении сложных изделий НДС приходится уплачивать многократно: автомобильные заводы покупают комплектующие, производители комплектующих — сырье и так далее, — объснил Мирошников. — К началу будущего года повышение НДС уже будет учтено в розничных ценах на автомобили большинства брендов. В то же время, марки, стремящиеся увеличить свою долю рынка, могут временно сдерживать рост цен, чтобы привлечь дополнительную аудиторию».

Снижение курса рубля, по словам эксперта, также может стать фактором повышения цен, поскольку импортные компоненты используются даже при производстве автомобилей отечественных брендов.

«Сегодня у большинства потенциальных покупателей есть четкое понимание, что цены на автомобили будут расти дальше и что откладывать покупку нового автомобиля нерационально. Наряду с сезонными факторами перспектива повышения цен будет одной из главных причин, стимулирующих проявление спроса на автомобильном рынке в конце текущего года», — подытожил представитель РОЛЬФ.

В свою очередь операционный директор люкс-направления компании АВИЛОН Вагиф Бикулов уверен: если курс национальной валюты стабилизируется в коридоре 75-80 руб. за евро, то следует ожидать повышения цен на автомобили в пределах 5%.

«По наиболее прогрессивным маркам, которые активно работают с финансовыми инструментами и хеджируют валютные риски, рост стоимости будет проходить более плавно, в перспективе 6-8 месяцев, — считает Бикулов. — Предполагаю, что другие марки, которые готовы потерять свою долю в России, будут действовать более прямолинейно, и уже в четвертом квартале клиенты ощутят подорожание до 7%. Однако если рынок негативно воспримет такие сигналы, возможна дальнейшая коррекция увеличения розничной стоимости через инструменты поддержки продаж — поддержка кредитных программ, программ трейд-ин и аналогичных».

Он также добавил, что сегодня у дилеров сток в большинстве случаев сбалансированный или даже ниже рекомендованного, поэтому рынок может ощутить подорожание быстрее в связи с быстрым истощением складских запасов с закупочными ценами прошлых релизов».

Подорожают все

Аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов считает, что в настоящее время ситуация для автопроизводителей стала чуть легче, но эффект девальвации в любом случае будет отражаться на ценах.

«Последнее время повышение цен происходило планомерно, потому что любое резкое решение могло бы обвалить спрос, — предположил эксперт. — Сейчас бренды будут также действовать очень аккуратно, следить за рынком, за конкурентами, а также за новостями о мерах господдержки, которые постепенно сворачиваются. Беспалов считает, что дополнительно спрос на автомобили может оживить желание россиян приобрести автомобиль до повышения ставки НДС до 20%.

Аналитик ГК Алор Алексей заявил Autonews.ru, что от роста цен пострадает среднеценовой сегмент и так называемый сегмент суб-премиум. «В основном это машины либо импортируемые в Россию, либо производимые методом крупноузловой сборки. И рост цен на 8-10% могут существенно снизить их продажи», — считает аналитик.

Между тем директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский предполагает, что автомобили с высоким уровнем локализации вырастут в цене на 2-3%.

Он считает, что пока действует программа государственного субсидирования покупки автомобилей типа «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль», спрос на машины стоимостью до 1,5 млн руб. получает искусственный импульс, и автопроизводители будут этим пользоваться.