Статьи, 24 июл 2017, 14:37

Холод в пустыне: чем запомнился «Шелковый путь»

Ливни, бури и отмены спецучастков – в этом году марафон Москва-Сиань оказался особенно сложным для гонщиков и команд
Читать в полной версии
Фото: НП «КАМАЗ-Автоспорт», silkwayrally.com, press.x-raid.de, peugeot-sport.com

В минувшие выходные в Китае финишировал ралли-рейд «Шелковый путь» — изнурительная гонка протяженностью в две недели. За это время участники преодолели более 9 тыс. км по бездорожью России, Казахстана и Китая: марафон стартовал в Москве 7 июля, а завершился в Сиане 22 июля.

Этот ралли-рейд должен был стать российским ответом «Дакару» — таким же трудным и романтичным, как культовый ралли-рейд в Южной Америке. Вместо аргентинских пампасов — казахская степь, вместо чилийской Атакамы — китайская пустыня Такла-Макан.

Погода внесла свои коррективы в этот план: дожди, от начала до конца сопровождавшие маршрут «Шелкового пути», привели к отмене части «допов». Впрочем, сокращение дистанции не сделало гонку проще. Напротив, «Шелковый путь»-2017 стал крайне сложным и изматывающим испытанием, выдержать которое смогли всего 39 экипажей из 54 стартовавших участников.

Лето по-русски: бури, штормы, ливни

«Спасибо, что привезли нам русское лето», — крикнул зритель «Шелкового пути» из Китая и Казахстана участникам ралли-рейда. Словно по чьей-то злобной заявке, непогода перемещалась по маршруту марафона день в день с участниками: дожди заливали и спецучастки, и дорожные секции один за другим. То, что задумывалось как брод, превращалось в грязевую ванну для автомобилей. Грунтовые стоянки для грузовиков становились коричневым месивом, выезд из которого оказывался целым испытанием.

В какой-то момент бивуак накрыла буря, которая едва не унесла шатры, разбитые организаторами: в таких шатрах обычно размещаются столовая, пресс-центр и медицинская служба гонки. На въезде в Китай ливни временно отступили, но в завершающей части «Шелкового пути» непогода вернулась. Из-за штормового предупреждения администрация ралли-рейда сократила один из спецучастков, а финальный соревновательный день и вовсе был отменен.

Холодный прием стал неприятным сюрпризом для многих участников. В прошлые годы «Шелковый путь» приучил спортсменов к тому, что справляться им нужно с изнуряющей жарой. На сей раз пилоты жалели, что в их машинах нет печки.

КамАЗы громят конкурентов

Типично русская погода и сложный маршрут помогли команде «КАМАЗ-мастер» одержать ожидаемую победу в ралли-марафоне. Конкуренты устранились сами. Для начала свой тягач спалил Мартин ван ден Бринк, выступавший на Renault. Следом за ним из борьбы выбыл Алеш Лопрайс на Tatra — чех сошел с дистанции на девятом этапе. Новый грузовик Жерара де Рой не выдержал и нескольких дней: подвеска под кабиной Iveco треснула на одном из первых спецучастков, вынудив голландца свернуть с «боевой» дистанции на асфальтовый перегон. Де Рой так и доехал до финиша в расслабленном режиме: итоговый штраф Жерара за многочисленные смены узлов достиг рекордных 307 часов, а общее отставание от победителя составило 321 час 25 минут и 54 секунды.

После многочисленных сходов единственным конкурентом команды «КАМАЗ-мастер» остался Мартин Коломы на Tatra. Чех честно боролся до четвертого этапа включительно: пока гонка не въехала в Казахстан, Мартин возглавлял грузовой зачет с 20-минутным преимуществом над КамАЗами. Стоило «Шелковому пути» миновать Астану, как удача отвернулась от последнего соперника российского коллектива. На пятом спецучастке Коломы потерял 40 минут из-за собственной ошибки, а на десятый день гонки у его Tatra лопнула покрышка: спортсмен финишировал буквально на трех колесах.

Надежду на успех похоронил 12-й спецучасток с множеством дюн: неудачное приземление с одного из барханов имело фатальные последствия для грузовика Коломы. Помощники Мартина все же смогли починить его Tatra, однако отставание чеха в общем зачете достигло неприличных 112 часов — пожалуй, самый быстрый оппонент КамАЗов финишировал лишь на 11-й строчке.

В этих условиях интрига осталась разве что в борьбе КамАЗов между собой. Победу в дружеской дуэли одержал Дмитрий Сотников, управлявший новой моделью КамАЗа для «Дакара». Его партнеры по команде на более старых модификациях оказались повержены: Антон Шибалов проиграл триумфатору шесть минут, Айрат Мардеев — 23 минуты. Это означает, что новый КамАЗ, получивший индекс 43509, стал еще быстрее и надежнее прежней модели. С такой техникой челнинцам не страшны никакие изменения регламента: кажется, победителя «Дакара»-2018 в грузовом зачете можно назвать уже сейчас.

Фавориты в канаве

Автомобильный зачет ралли-рейда превратился в бесконечную череду ошибок и аварий, которые предопределили исход гонки. Вместо борьбы за первое место претенденты на высокий результат день за днем улетали в канавы, переворачивались и ломались. Долгое время проблем избегал девятикратный чемпион мира по ралли Себастьен Леб.

Благодаря спокойному и надежному пилотажу француз держался в лидерах почти всю первую половину гонки. На старт девятого спецучастка между китайскими городами Урумчи и Хами Леб ушел с часовым отрывом от конкурентов. Вместо очередной победы этот день принес Себастьену аварию, два с половиной часа потерянного времени и травмированный палец, который не позволил пилоту продолжить гонку. По словам Леба, палец болел так сильно, что он не мог держать руль. В итоге Себ досрочно покинул ралли-рейд, а лидерство перешло к его партнеру по команде Сирилу Депре.

Депре не раз попадал в канавы и терял время на сложной навигации — но это не помешало французу финишировать первым. Скорость заводских Peugeot была слишком высока, чтобы хоть кто-то мог вмешаться в борьбу за лидерство — принципиальные соперники французов из Toyota на «Шелковый путь» не приехали, основная часть коллектива MINI марафон также проигнорировала.

В результате второе место в гонке досталось ветерану ралли-рейдов Кристиану Лавьелю, выступавшему на китайском автомобиле BAIC Motor, а третью позицию занял китаец Хань Вей на багги под брендом Geely SMG. Лучший из россиян, Александр Коструков на «Газели», финишировал 11-м, его брат-близнец Михаил Коструков на еще одной «Газели» стал 13-м.

Команды-отказники

Борьба за призовые места могла получиться более острой, если бы команды и пилоты не начали массово отказываться от участия перед самым стартом марафона. Первыми с гонки снялись представители Toyota. Так «Шелковый путь» лишился легендарного гонщика Нассера Аль-Аттии, участие которого с помпой анонсировали на официальной церемонии в Москве.

Причина отказа стала понятна в конце марафона: во время заключительных дней гонки Аль-Аттия вместе со своими напарниками по Toyota участвовал в испанской Бахе Арагон, которая, в отличие от «Шелкового пути», входит в календарь кубка мира по ралли-рейдам. И если российско-китайский «Шелковый путь» собрал на старте 34 внедорожника и 21 грузовик, то в списке участников Бахи Арагон оказались 67 автомобилей, 13 грузовиков и 38 мотоциклов.

Российско-китайский ралли-рейд пропустил и Владимир Васильев. Петербургский гонщик, на счету которого победа в кубке мира 2014 года, передумал выходить на старт за день до начала гонки из-за травмы. До старта дуэт Васильева с штурманом Константином Жильцовым включали в список фаворитов «Шелкового пути».

Несмотря на столь солидный отсев участников, «Шелковый путь»-2017 получился ярким событием сам по себе. Пугающе длинный и сложный маршрут, проложенный по самым живописным локациям Центральной Азии, придал ралли-рейду собственное лицо. Да, для многих команд «Шелковый путь» — это все еще репетиция перед «Дакаром». Зато для зрителей, которые следят за ралли-рейдами, стало очевидно: «Шелковый путь» может недобрать количеством спортсменов, но компенсировать это качеством маршрута и зрелищностью спецучастков.

В настоящий момент гонка со стартом в Москве и финишем в Сиане — одно из красивейших автомобильных приключений на планете. Бескрайние пустыни, ветреные предгорья и даже слякоть средней полосы России придали ралли-рейду узнаваемый характер, которого так не хватает коротким бахам по всему миру.