Статьи, 31 мар 2010, 09:17

Утилизация по-русски – 3000 человек на один автомобиль

Постоянные кадровые перестановки и разгон дирекции по маркетингу на ВАЗе привели к тому, что планирование производства на заводе уже совершенно не соотносится со спросом. Как рассказали автодилеры, очереди на “классику” в рамках программы утилизации достигают 3 тысяч человек на одну модель. Ждать автомобиль Lada нужно по три-четыре месяца, прямо как иномарку в лучшие времена...
Читать в полной версии
Умудриться создать гигантские очереди на бюджетный продукт в условиях кризиса – это нужно постараться. Даже тольяттинцам предлагают подождать несколько месяцев, прежде чем Lada нужной комплектации будет изготовлена и доставлена дилеру. “Почему все решили, что если машина наша, можно сразу пойти и купить ее? – удивляются на ВАЗе. – Ford ведь вы ждете три месяца”. Парадоксальная ситуация: в условиях кризиса за вазовскими автомобилями выстроились тысячные очереди сроком на три-четыре месяца, а машин-то и нет... Очереди от 900 до 3 тыс. человек в зависимости от региона – это спрос на вазовскую “классику” (ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107), которой остро не хватает с тех пор, как заработала государственная программа утилизации автохлама. Игры с потребителем до добра завод не доведут, уверены старые вазовские управленцы, которые сегодня оказались не у дел. В очередь на “пятерки” можно уже не вставать, и они недаром кончились так быстро. В начале марта завод пошел на рекламную акцию, установив спеццену на “пятерку” в 99 тыс. рублей (160 тыс. рублей в базе до скидки) и 199 тыс. рублей на “Калину” (260 тыс. рублей в базе до скидки) с учетом сертификата. Однако уже 24 марта все дилеры АвтоВАЗа получили приказ, что прием заявок на ВАЗ-2105 по спеццене закончен. “Семерка” (ВАЗ-2107) на сегодняшний день остается самой дешевой машиной в рамках програмы утилизации, а значит, и самой дефицитной. С учетом сертификата доплатить за нее придется всего около 126 тыс. рублей.Теоретически аудитория все еще может приобрести автомобили и пятого, и седьмого семейства вне утилизационной программы, то есть и за 163 576 и 173 808 рублей, однако найти “живые” автомобили в столице все равно почти нереально. Более того, многие дилеры по собственной инициативе отказываются принимать заявки на “нормальные” “пятерки”
, так как, по их словам, “не знают сроков доставки”. Именно так объяснили свой отказ в компании МАКапитал (“Автомир”). В компании “Нова Моторс” (Дмитровское) которая вообще-то не участвует в утилизационной программе, сообщили, что заказ на “пятерку” все равно не возьмут. В компании “Автофристайл М”, которая также не участвует в программе утилизации, рассказали, что в наличии только одна машина ВАЗ-2107 и одна же ВАЗ-2105. Зато “Приору” и “Калину” обещают отдать “хоть завтра” – только желающих на автомобили стоимостью уже свыше 200 тыс. рублей гораздо меньше.“Семерка”, на которую спеццена изначально не распространялась, по идее, должна продаваться в своем нормальном режиме, но и эту модель найти в наличии почти невозможно. В Москве по программе утилизации работают всего четыре вазовских дилера (у некоторых из них по несколько автосалонов), которые не справляются с нагрузкой. Не все автосалоны готовы терпеливо предоставлять информацию по телефону, а искушенные сотрудники иногда просто предпочитают бросить трубку. Большинство вазовских дилеров сейчас предлагают прийти заполнить анкету, оставить залог в 10% и ждать звонка. Например, как сообщили в центре “АвтоВАЗ-Люблино”, очередь на покупку вазовской продукции в рамках программы утилизации на сегодняшний день составляет 900 человек (ожидание три-четыре месяца). Заказы на “семерку” составляют около 80%.Еще хуже дела обстоят в регионах, например в Самаре. Как рассказали в автосалоне “Самара Лада”, очередь из желающих приобрести Lada (преимущественно ВАЗ-2107) по утилизационной программе составляет 3 тысячи человек, в день обслуживается по 15 человек, машины для тех, кто запишется сейчас, будут не ранее чем через два-три месяца.Нехватку “классики” на ВАЗе объясняют неожиданным интересом
к утилизационной программе. Не будем списывать со счетов и то, что завод заинтересован в распродаже семейства “Калина”, которое и по спеццене все еще имеется в достаточном количестве. Несмотря на то что до последнего времени “классика” была слабым звеном, сейчас, по словам представителя АвтоВАЗа Игоря Буренкова, завод вносит коррективы в план производства. “Объем “классики” будет увеличен, но все-таки не кратно”, – говорит И. Буренков. По его словам, заявки уже учитываются в плане производства на ближайшие месяцы, однако точную цифру по объемам называть он не стал. Известно только, что в рамках программы утилизации ВАЗом уже принято 83-84 тыс. заявок. АвтоВАЗ не первый раз сталкивается с проблемами прогнозирования сбыта и планирования производства. Быстренько распродав остатки “классики” 2009 года, завод все равно не смог удовлетворить народный спрос, но организовывать производство “классики” в срочном порядке возможным сейчас не представляется.“Здесь можно говорить об ошибке в стратегии менеджмента и неправильном прогнозировании спроса, – поделился с нами бывший топ-менеджер Волжского автозавода, работавший там несколько лет назад. – На ВАЗе есть вице-президент, который в теории, прежде чем заявлять об акции на некоторые модели, должен был убедиться в том, что на складах есть достаточное количество автомобилей, на которые распространялась акция. А так они добились антиэффекта. То, что происходит сейчас, конечно, ненормально. Хотя, если взять регионы, я допускаю, что в одних регионах очереди есть, а в других спрос на востребованные по акции модели удовлетворяется. Этот вопрос нужно было изучать и принять меры по перераспределению остатков”.Организовать соответствующий заказ в производство прямо сейчас мешает то, что здесь все уже зависит не только от завода, но и от поставщиков, говорит эксперт, так как планирование производства – вещь не спонтанная. Поставщику необходимо минимум 45 дней до выполнения заказа АвтоВАЗа на определенные комплектующие. С учетом того, что у разных моделей разная номенклатура, одного решения АвтоВАЗа недостаточно, чтобы немедленно приступить к производству нужного объема.“Сложившаяся ситуация – это проблема не столько дирекции по маркетингу, сколько сбытовой службы, куда дирекция по маркетингу входит, – подтытоживает эксперт. – Основная же проблема – это квалификация и компетенция кадров. Ребята, занимающиеся сбытовой политикой, не имеют опыта работы в этой сфере. Реально программа утилизации показала, что менеджмент, который должен прогнозировать и давать указания по производству, недорабатывает. Нет методологов, которые могли бы быстро и правильно выстраивать схемы работы. В это время кадры, которые были выращены на заводе, – их либо никто не слушает, либо они устраивают “итальянскую забастовку” нынешним менеджерам. Сидят и смотрят, думают: ну раз вы все знаете, делайте. А мы посмотрим”.Елена Костякова