branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

От штрафов в 200 тысяч защититься не получится

Кабинет министров накануне одобрил законопроект об ужесточении ответственности за езду в нетрезвом виде, в котором заложены штрафы по 200 тысяч рублей. Однако идею о видеозаписи медосвидетельствования, призванную защитить права водителей, забраковал...
От штрафов в 200 тысяч защититься не получится
От штрафов в 200 тысяч защититься не получится
Кабинет министров накануне одобрил состоящий из поправок в КоАП и УК законопроект об ужесточении ответственности за езду в нетрезвом виде, в котором заложены штрафы по 200 тысяч рублей. Однако идею о видеозаписи медосвидетельствования, призванную обеспечить дополнительные гарантии прав водителей, забраковал.

Кроме того, новой редакцией статьи административного кодекса "Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения" предлагается использовать записывающие средства при освидетельствовании на состояние опьянения. Предполагается, что такая мера позволит обеспечить дополнительные гарантии прав тех, кто привлекается к административной ответственности.

"Механизм реализации указанной нормы не ясен, а на приобретение необходимого количества указанных технических средств потребуются дополнительные финансовые средства", - говорится в отзыве правительства РФ на предложенные поправки, направленном в Госдуму.

Отмечается также, что в представленных материалах к поправке в статью КоАП "Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения", предполагающей введение института видеозаписи, отсутствуют необходимые расчеты и обоснования расходов за счет федерального бюджета.

Справедливости ради, надо отметить, что, будь даже реализована схема с видеозаписями, без отмены сухого закона она выглядит непродуктивной. Очевидно, что определить через объектив степень опьянения в 0,2-0,3 промилле, которая несколько лет назад и опьянением-то не считалась, невозможно. В данном случае, судя по всему, речь шла бы лишь о видеорегистрации показаний приборов, которыми медэксперты определяют уровень содержания алкоголя в крови.

Так или иначе, возврата минимально допустимой нормы содержания алкоголя в крови, который многие эксперты предлагали приурочить к значительному ужесточению наказания за пьяную езду, видимо, ожидать не стоит . Несмотря на намерение ряда депутатов и, в первую очередь, Вячеслава Лысакова, продавить данную норму к финальной редакции набора поправок, первые лица государства ясно дают понять – не время для отмены сухого закона. Премьер-министр Дмитрий Медведев, в частности, недавно сравнил ее с разрешением на выдачу огнестрельного оружия.

Напомним, одобренный Кабмином законопроект был подготовлен главой комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ириной Яровой. Он, в частности, предполагает увеличение предельного размера административного штрафа за вождение в пьяном виде до 50 тыс. руб., а также предусматривает при этом лишение права управления транспортным средством на срок от полутора до двух лет. Если же он был задержан за пьяную езду повторно, уже будучи лишенным прав, то штраф составит до 200 тысяч рублей либо в размере годовой зарплаты. Также предусмотрены обязательные работы до 480 часов или принудительные работы сроком до двух лет. Еще один вариант наказания – арест сроком до 6 месяцев. Еще один штраф – 10 тыс. руб. – полагается за передачу транспортного средства в управление водителю, о котором заведомо известно, что он пьян. Та же санкция плюс к лишению прав – за отказ от медосвидетельствования.

В том, что касается штрафных санкций за пьяное вождение, у Кабмина тоже нашлось, что заметить. По мнению правительства, в документе не учитывается, что, в соответствии с административным кодексом, штраф и лишение специального права могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний. То есть, не могут применяться одновременно. В связи с этим необходимо предусмотреть соответствующие изменения в статью 3.3 КоАП.

За исключением данного замечания и предложения отказаться от видеозаписи на медосвидетельствовании, Кабмин данный законопроект одобрил. Отметим, что, согласно этому документу, предлагается внести поправки в УК, согласно которым водителя будут лишать свободы на срок от двух до десяти лет, если он, оказавшись пьяным за рулем, сбил насмерть одного человека. Если погибли два и более человек, то наказание должно составить от пяти до 15 лет лишения свободы (сейчас эта цифра составляет 9 лет).

«Это называется: гора родила мышь, - заявил Autonews.ru председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин, комментируя законопроект. – Не вижу никакого смысла в этих поправках. Административный арест и без того предусмотрен, исполнять его легче. Как только дела будут рассматриваться в поле Уголовного кодекса, сразу же возникнет масса проблем. Там другая конституционная защита, другой уровень доказательств содеянного».

«Скажем, отказ от медицинского освидетельствования в КоАП влечет за собой автоматическую потерю прав. В Уголовном кодексе никаких санкций за это не предусмотрено. Я понимаю, если бы предполагался тюремный срок – пьяный водитель опасен и его нужно изолировать от общества. Но все эти сложности затеваются ради кратковременного ареста», - добавил эксперт.

Глава «Синих Ведерок» Петр Шкуматов убежден, что ужесточение наказаний неизбежно повлечет за собой рост коррупции: «В условиях «ноля промилле» пьяным может стать каждый. Давайте задумаемся: уголовная ответственность, судимость – это печать, которую просто так с себя не смоешь. А поле для подстав открывается широчайшее. Банальная ватка, смоченная в спирте, в кармане инспектора, которой он протрет мундштук алкотестера – и вот вы уже уголовник. Размер взяток, вы понимаете, вырастет колоссально. Самое смешное, что подобные поправки предлагает глава думского комитета по противодействию коррупции. Вот это абсурд в чистом виде!»

А председатель движения «Гражданские инициативы московских депутатов» Леонид Ольшанский считает, что вводимые «карательные меры» приведут к тому, что водители изо всех сил будут стараться избегать контакта с сотрудниками дорожной полиции: «Количество голливудских погонь на улицах, которые могут привести к гибели случайных людей, будет увеличиваться», - подчеркнул Ольшанский.

«Я против этого законопроекта. Потому, что Владимир Путин говорил, что для обеспечения дорожного движения нужно прежде всего строить мосты и эстакады. И приводил в пример деятельность мэра Москвы Сергея Собянина», - заявил эксперт.

«Далее, Владимир Владимирович подчеркивал, что любой законопроект в обязательном порядке должен проходить экспертизу, в том числе – антикоррупционную. К чему приведет возрастание штрафов до двухсот тысяч? К тому, что водители будут предлагать половину суммы инспекторам. А другие водители будут вкладывать деньги в мощные двигатели и хорошую резину. Люди сейчас серьезно настроены убегать от ГАИ», - добавил председатель движения «Гражданские инициативы московских депутатов».

Напомним, что поводом к ужесточению законодательства послужил инцидент 22 сентября, когда на Минской улице в Москве 29-летний Александр Максимов, в пьяном виде управляя автомобилем Toyota Crown, на огромной скорости протаранил остановку, где дожидались автобуса дети-инвалиды и их воспитатели. В аварии погибли три девушки и двое юношей в возрасте от 14 до 16 лет, а также молодые супруги.

Позднее премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в своем видеоблоге заявил о необходимости ввести за пьяную езду штрафы огромного размера – до полумиллиона рублей. При этом в его выступлении очень неявно прозвучало, что речь идет о наказаниях для пьяных. Медведеву даже пришлось уточнить, отвечая на вопросы пользователей в Facebook'е, что он говорил исключительно о нетрезвых автомобилистах. Удивление общественности вызвал и антураж, в котором снимался ролик для видеоблога: модная кожаная куртка и BMW X5 с тонированными стеклами – не лучший визуальный ряд, чтобы говорить с населением о повышении штрафов, оперируя астрономическими для большинства россиян суммами.