branding imagebranding image
Autonews
Статьи Алина Распопова
Подписаться на Telegram-канал

В России стало меньше машин, пробок и аварий. Что дальше?

На дорогах стало свободнее после перехода многих компаний на удаленный режим работы и добровольную самоизоляцию россиян. Пробки исчезли даже в Москве и Санкт-Петербурге
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

Новому вирусу удалось сделать то, чего годами безуспешно добивались власти многих российских городов: победить пробки. Из-за перехода большинства компаний на удаленный режим работы, введения карантина для приехавших из-за границы россиян, а также добровольной самоизоляции и призывов оставаться дома автомобили оказались практически не нужны. Как результат — если не пустые, то заметно поредевшие магистрали крупнейших российских городов. Поскольку следующая неделя в России объявлена нерабочей, ожидается, что количество машин на дорогах упадет еще сильнее.

Москва: каршеринг теряет клиентов

В московском Департаменте транспорта рассказали, что количество личных автомобилей на дорогах плавно снижается — их уже на 4-5% меньше (на 170–172 тыс.), чем обычно. В стандартном режиме в городе ежедневно перемещается порядка 3,5 млн личных автомобилей. Всего же в Москве, по данным ведомства, зарегистрировано более 8 млн личных автомобилей.

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press Коронавирус против автопрома 19 марта 2020 Как коронавирус изменил жизнь автомобилистов. Главное
Фото: Wang Quanchao / XinHua / Global Look Press Коронавирус против автопрома 22 марта 2020 Как защититься от коронавируса в автомобиле. 6 простых правил

Также в городе снизилось количество поездок на такси и каршеринге. К примеру, только 25 марта количество поездок на такси по сравнению с 26 февраля упало на 23%, а на каршеринге — на 26%. При этом количество машин, следующих из области в Москву, выросло на 4%, а количество ДТП в этот день упало на 27%.

В целом же в марте интерес к поездкам на такси и каршеринге упал на 10–15%. Меньше просели поездки по городу, а максимальное снижение зафиксировано по таким направлениям, как аэропорты и крупные офисные кластеры, например, как на ул. Тимура Фрунзе, где расположен офис «Яндекса», ул. Вавилова (там находится офис «Сбербанка») и Москва-Сити, куда переехало большинство госструктур и чиновников. Жители Москвы стали ездить чаще в торговые центры, а такси начали использовать как курьерские службы.

При этом утренний пик разгрузился больше, чем вечерний, а машин из Московской области стало приезжать больше. Общее же количество ДТП в марте снизилось на данный момент примерно на 9%.

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

А вот парковочных сессий, как уверяют московские власти, стало ненамного меньше. Их количество упало на 10% по сравнению со второй половиной февраля. «Это объясняется тем, что многие жители перешли на удаленную работу или самоизолировались и на дорогах стало меньше автомобилей, что, я думаю, все заметили», — сказал замгендиректора ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП) Андрей Головатюк.

В Департаменте транспорта Москвы и мэрии не ответили на запрос Autonews.ru об общем количестве автомобилей, которые сейчас выезжают на улицы столицы. Но учитывая, что в середине рабочих дней сервис «Яндекс.Пробки» оценивает уровень заторов на дорогах на четыре балла, а в традиционный час пик прогнозирует всего трехбалльные пробки, очевидно, что общее количество легковых машин и транспорта на дорогах упало в разы.

Санкт-Петербург: заторы остались, но стали слабее

В Санкт-Петербурге в середине рабочего дня пробки держатся на отметке три балла и поднимаются до четырех-пяти к вечеру. Такая ситуация для города непривычна, обычно заторы выше этих отметок. Пока заторы не исчезают с таких загруженных дорог, как Московское шоссе, Невский проспект и Митрофаньевское шоссе, однако пробки там стали гораздо меньше.

Фото: Дмитрий Неумоин / Фотобанк Лори
Фото: Дмитрий Неумоин / Фотобанк Лори

Такси: заказы падают

Опрошенные Autonews.ru таксисты и владельцы небольших таксопарков рассказывают об оттоке клиентов и жалуются на резкое снижение доходов. Усложняют работу и проверки Роспотребнадзора, грозящие штрафами за отсутствие масок и антисептиков. Тем временем крупные агрегаторы такси на запросы о количества заказов отвечают неохотно.

Например, в «Яндекс.Такси» о динамике изменений говорить не стали. В такси «Максим» рассказали, что в Екатеринбурге число заказов снизилось на 17%, в Челябинские — на 18%, в Тюмени — на 16%, в Москве и Красноярске — на 15–20%. При этом во многих средних и малых городах спрос остается на прежнем или даже повышенном уровне, потому что люди стараются избегать поездок на общественном транспорте.

«Повышенный спрос отсутствует, поскольку люди в целом стали передвигаться меньше, соблюдая рекомендацию не выходить из дома без особой необходимости, — рассказали в пресс-службе такси «Максим». — Снижение есть по отдельным городам, где подтверждены случаи заболевания коронавирусом. Проявляется снижение в основном в часы пик, а также в пятницу вечером и в субботу, когда обычно наблюдался максимальный спрос. Дневное количество поездок практически не изменилось, а в некоторых городах оно даже увеличивается».

Также клиенты стали заказывать поездки на такси по междугородним маршрутам и доставку продуктов с помощью такси: водитель, выполняющий заказ, берет деньги на покупку товара, а после доставки предъявляет чек.

Что касается возможного повышения цен, то в компании заверили, что оно не планируется. «Более того, из-за снижения количества поездок в часы пик коэффициент спроса уже не влияет на цену, она остается на уровне дневной. Для пассажиров это хорошо», — отметили в такси «Максим».

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

В такси Gett, которое больше ориентировано на корпоративный сектор, рассказали, что в связи с переводом компаний на удаленную работу спрос на поездки умеренно снизился. «Наша основная аудитория — это топ-менеджеры и сотрудники компаний: мы видим спад их активности примерно на 20–40% в поездках, а также отмечаем общее снижение поездок в аэропорты, — рассказали Autonews.ru в пресс-службе Gett. — Сами маршруты стали длиннее. При этом сократилась доля коротких поездок, характерных для перемещений «дом — метро/работа» и назад. Одновременно с этим мы наблюдаем рост спроса в три-четыре раза на доставку».

В Gett также рассказали, что повышения цен стоит ожидать только в случае введения более строгих мер. Например, если водители будут допускаться к управлению автомобилем только после сдачи анализов и т. п. Если этого не произойдет, текущая рыночная цена сохранится.

Нарушителей карантина поймают и в машине

Тем, кто должен находиться на карантине из-за пандемии коронавируса, но решит прокатиться по свободным дорогам, в автомобиле укрыться не получится. В Департаменте транспорта Москвы рассказали, что полиция уже начала задерживать водителей, нарушивших режим карантина, введенного для прибывших из стран из группы риска. Их транспортные средства будут отправлять на специализированную стоянку и изолировать от других машин. А самим нарушителям придется разбираться с сотрудниками правоохранительных органов — о первом таком задержании в Дептрансе рассказали во вторник, 24 марта.