branding imagebranding image
Autonews
ММАС-2018 Алина Распопова
Подписаться на Telegram-канал

Московский автосалон: о чем говорят за кулисами

Руководители марок внимательно следят за курсом рубля — по их мнению, очередная волна санкций принесет всем серьезные проблемы. Мы аккуратно подслушали разговоры топ-менеджеров
Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press
Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press

Сомнения в том, что тринадцатый по счету Московский международный автосалон-2018 состоится, появились еще в 2016 году, когда предыдущее шоу еще даже не закончилось. Тогда ньюсмейкерами выставки стали АвтоВАЗ и Mercedes-Benz, практически разделившие выставочные площади пополам.

Два года назад большинство заявленных участников из-за сложной ситуации на рынке отказались от участия в последний момент. Шоу-2018 удалось спасти, хотя премьер здесь по-прежнему немного.

Новинки есть, покупать не на что

В «Крокус Экспо» автокомпании охотно рассказывают о своих новинках. Однако в кулуарах топ-менеджеры сразу же достают смартфоны, чтобы отследить, что происходит с рублем. Они морщатся и признаются — ожидания от волны санкций со стороны США в отношении России далеки от позитивных. А это значит, роста цен не избежать.

«Дальше может стать только хуже, в России все работает только так — если дела идут не очень хорошо, нужно готовиться, что лучше не станет», — вздыхает представитель одного из брендов.

Московский автосалон: о чем говорят за кулисами

Дилеры марок, которые также приехали посмотреть шоу, еще более откровенны. Если во времена предыдущих волнений на рынке спешащие избавиться от рублей россияне бежали в автосалоны и скупали машины, то теперь этого не происходит. «У людей просто не осталось денег на машины, на что они будут все это покупать?», — говорит один из дилеров.

Старший вице-президент Groupe Renault и руководитель региона Евразия Николя Мор в беседе с корреспондентом Autonews.ru заявил, что если курс зафиксируется на отметке 79 руб. за евро, то придется поднимать цены.

Фото: Renault, АвтоВАЗ Интервью 31 августа 2018 Николя Мор: «При евро по 79 рублей придется поднять цены»
Фото: Станислав Красильников / ТАСС, Олег Лозовой / РБК, компании производители ММАС-2018 29 августа 2018 11 главных новинок Московского автосалона

«Локализация ряда моделей АвтоВАЗа составляет порядка 90%, и мы менее подвержены колебаниям на Forex, нежели остальные, — рассказывает президент ПАО «АвтоВАЗ» Ив Каракатзанис. — Тем не менее, около 15% нашей продукции напрямую зависит от ситуации на валютном рынке — мы импортируем высокодорогостоящие компоненты, например, электронику. На текущий момент мы не поднимали цен по причине колебания курса рубля. Но сейчас уровень колебаний на Forex весьма серьезен, и мы должны принять решение о том, когда мы отразим уровень этих колебаний в наших ценах».

Более аккуратно высказался директор по маркетингу Kia Rus Валерий Тараканов, который, однако, признал, что плавный рост цен на рынке происходит постоянно. «Мы отслеживаем все, что делают наши конкуренты, и делаем так, чтобы наши предложения были конкурентоспособными, — говорит Тараканов. — Наша стратегия — реагировать на рынок, а не создавать новую ценовую ситуацию. Конечно, мы не можем игнорировать факторы, влияющие на рост цен в целом, и мы плавно повышаем цены, но делаем это не скачкообразно, а планово».

Московский автосалон: о чем говорят за кулисами

В свою очередь руководитель Volkswagen в России Ларс Химмер рассказал, что даже при высокой локализации производства в России, автокомпании при определении цен на находятся под серьезным давлением.

«Мы не можем просто так взять и установить любые цены на автомобили, которые нам нравятся, а покупатели, к сожалению, не могут с легкостью приобрести то, что нравится им. Эти два интереса просто должны встретиться где-то посередине, — объясняет Химмер. — Даже если локализация продукции очень высока, а зарплаты сотрудникам платятся в рублях, это не спасает от инфляции. Есть еще цены на материалы и автокомпоненты, которые хоть и производятся в России, но их стоимость все равно привязана к курсу доллара и евро. В итоге все это приведет к росту расходов для производителей».

Московский автосалон: о чем говорят за кулисами

От бюджетного сегмента до отечественного люкса

Несмотря на непростую экономическую ситуацию, говоря про формат автосалонов в целом, представители брендов просят не хоронить такой вид общения с клиентами. Они уверены, что даже при существующих финансовых сложностях людям будет интересно лично посмотреть на новые автомобили.

«Рынок все еще жив, он все-таки растет, и у компаний есть возможность предлагать новые модели, — говорит Тараканов. — Конечно, диджитал и другие виды коммуникации с покупателями будут развиваться, но и традиционные методы также будут существовать».

На ММАС, конечно, было, на что посмотреть. Например, здесь состоялась мировая премьера первого российского люксового бренда Aurus. Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров во время презентации рассказал, что на весь проект было затрачено 13 млрд рублей инвестиций. Он также уточнил, что за заказами многие коллеги-чиновники обращаются к нему напрямую, но машины, которые еще даже не поступили в продажу, уже раскуплены. На премьеру приехало все руководство Минпромторга, а также делегация инвесторов проекта из ОАЭ. А сам автомобиль стал предметом бурных обсуждений в иностранной прессе.

Московский автосалон: о чем говорят за кулисами

С мировой премьерой выступили и в Renault, представив необычный шоукар Arkana, демонстрирующий облик будущей серийной модели, созданной специально для российского рынка. Николя Мор в беседе с Autonews.ru назвал Arkana смесью седана и кроссовера, а сам дизайн новинки охарактеризовал как фьюжн — автомобиль поступит в продажу в первой половине 2019 года. Сколько будет стоить Arkana в Renault, пока даже не берутся предположить, слишком уж нестабилен курс рубля, но обещают сделать цены ближе к утилитарному Duster, нежели к Koleos.

Хотя модель будут первое время собирать и продавать только в России, на нее уже засматриваются в других странах — например, Китае и Южной Корее. Ну, а во Франции, где Renault любят обсуждать так же, как АвтоВАЗ в России, вообще возник скандал из-за того, что машину показали не в Париже. В итоге посмотреть автомобиль приехал не один десяток французских журналистов.

Отечественный АвтоВАЗ выкатил очередные проекты своего главного дизайнера Стива Маттина. Настоящим событием стал концептуальный внедорожник Lada 4х4 Vision, появление серийной версии которого, правда, не стоит ждать до 2022 года. Удачными у марки получилась и Cross-версия Lada XRay, которую уже и не назовешь просто «высоким хэтчбеком». Эффектной получилась и спортивная заниженная версия Vesta Sport — в этом признались и заглянувшие на стенд конкуренты.

Свой вклад в шоу внесли корейцы в лице Kia и Hyundai, для которых, по их словам, участие в выставке стало делом чести, поскольку модели марок — самые продаваемые в России среди иностранных брендов. Но взрыва не произошло. Kia показали, в частности, обновленный кроссовер Sportage, хэтчбек Ceed третьего поколения и универсал Ceed SW. У Hyundai главной премьерой стало четвертое поколение кроссовера Santa Fe. В отдельном формате в автосалоне решили поучаствовать в Volkswagen, обойдясь без громких премьер, но зато построив на открытом воздухе перед павильонами большую интерактивную площадку, на которой можно поездить на Tiguan в версии Offroad. Традиционно разбавили выставку и китайские бренды, часть из которых не в первый раз решила зайти в Россию с амбициозными планами.

Посетителям, чтобы увидеть все новинки, а еще сфотографироваться в седане как у президента, придется заплатить 750 руб. за билет в выходные и 500 руб. в будни (600 руб. и 400 руб. соответственно при покупке электронного билета).

Московский автосалон: о чем говорят за кулисами