branding imagebranding image
Autonews
Статьи Антон Погорельский
Подписаться на Telegram-канал

Формула будущего: что такое гонки электромобилей в Африке

Во время саммита ООН в Марокко состоялся этап международного чемпионата бесшумных болидов Формула-Е
Формула будущего: как проходят гонки электромобилей в Африке
Формула будущего: как проходят гонки электромобилей в Африке (Фото:: Fiaformulae.com)
По проспекту короля Мухаммеда VI в Марракеше идут министр экологии Франции Сеголен Руаяль, князь Монако Альбер, певец Эйкон и четырехкратный чемпион гоночной серии INDYCAR Дарио Франкитти. Все эти люди слушают Алехандро Агага – руководителя первого в истории международного чемпионата по гонкам на электромобилях Формула-Е. Агаг проводит экскурсию, показывая боксы команд и машины, которые выглядят как Формула-1 на стероидах – похожие силуэтом, но более «злые» и аэродинамичные. До старта первой марокканской гонки Формулы-Е остается два часа.

 

Технологии напоказ

Формула-Е существует всего три года. Первый в истории сезон электрического первенства завершился в 2015 г. – в тот момент в календаре еще присутствовал этап в России. Увы, после дебютной гонки Москва потеряла место в расписании. Чемпионат проводится по непривычной для автоспорта системе «осень-весна» – то есть в тот момент, когда в Формуле-1, DTM и других сериях борьба подходит к концу, сезон Формулы-Е только начинается. Вот и сейчас этап в Марокко стал вторым в календаре – до приезда в Африку электрочемпионат успел провести всего один заезд в Гонконге.
 

Все участники Формулы-Е используют идентичные шасси Spark и одинаковые литий-ионные батареи, которые поставляет подразделение команды Формулы-1 Williams. Силовые установки разрешено производить самостоятельно. Это правило привлекает в Формулу-Е автопроизводителей, имеющих наработки в электрокарах. Так, в текущем сезоне чемпионата заводские команды выставили Jaguar, Renault, Audi, Citroen, индийская компания Mahindra & Mahindra, а также китайский производитель электрокаров NextEV, люксовая марка спорткаров из Монако Venturi и даже американский стартап Faraday Future, который метит в конкуренты Tesla. Несложно подсчитать, что в Формуле-Е собралось в два раза больше автомобильных компаний, чем в Формуле-1 – и это без учета Mercedes-Benz, BMW и Ferrari, которые пока только обсуждают условия своего дебюта в электрическом первенстве.

Разумеется, все болиды Формулы-Е полностью работают на электричестве – никаких гибридов или других уловок, маскирующих двигатель внутреннего сгорания. Другое дело, что батареи, смонтированные в машинах, нужно как-то заряжать – и вот здесь на помощь приходят старые добрые дизельные генераторы, с помощью которых можно за два часа восстановить работоспособность истощенного электрокара.
 

Прямо сейчас Формула-Е заняла нишу, которую прочно удерживала Формула-1 в прошлом веке – это чемпионат, в котором используются самые передовые технологии автомобилестроения. Прошли времена, когда инженеры Формулы-1 изобретали подрулевые лепестки переключения передач или новые конструкции активной подвески – сейчас непривычные технические решения рождаются в Формуле-Е. Процесс идет небыстро: конструкторы пока не смогли создать электроболид, который проехал бы полную дистанцию 50-минутной гонки. В результате в середине заезда пилотам приходится заезжать на пит-стоп для смены машины – интересное зрелище, во время которого гонщику нужно максимально быстро выскочить из одного болида и тут же залезть в другой. На этапе в Марракеше эта смена определила судьбу гонки.
 

Скрипучее шоу

Неосведомленный зритель может подумать, что гонки Формулы-Е проходят бесшумно. Действительно, электромоторы на болидах Spark не издают звуков, однако нехватку рева цилиндров с лихвой компенсирует визг шин – благодаря скрипу покрышек Michelin зрители могут прочувствовать, какие нагрузки испытывают колеса и болиды на торможениях и в поворотах.
 

Трасса в Марракеше оказалась богата на подобные торможения: временный автодром для Формулы-Е проложили в районе Агдаль на юге города, который сейчас активно застраивается отелями. Туристический Марракеш – одно из самых «европейских» мест в Марокко, поэтому проведение здесь гоночного чемпионата кажется логичным: заезд легко встраивается в экскурсионную программу туристов, которые приехали посмотреть на дворец Эль-Бахия, Усыпальницу Саадитов и средневековый сад Менара.

Посещение гонки для болельщиков облегчает однодневный формат соревнований. Никаких гонок поддержки, долгих тренировок или пауз между заездами – все события на трассе спрессованы в один день. С самого начала заездов преимущество обозначили экс-пилоты Формулы-1 Себастьен Буэми и Жан-Эрик Вернь. Оба гонщика когда-то входили в программу поддержки молодых пилотов Red Bull и имели шанс попасть в чемпионскую команду, но затем потеряли свои места в конкуренции с более молодыми соперниками. Формула-Е дала Буэми и Верню возможность раскрыться: здесь пилоты выигрывают гонки и борются за титул.

Тем не менее, настоящим открытием марокканского этапа оказался Феликс Розенквист. До недавнего времени швед выступал в Формуле-3 и еще не успел сделать себе имя в международных соревнованиях – Формулу-Е можно назвать первым серьезным чемпионатом, до которого добрался Розенквист. Свою первую гонку в Гонконге Феликс завершил досрочно из-за аварии, поэтому только на трассе в Марракеше болельщики смогли увидеть, насколько он быстр.
 

Дебютант электрической серии выиграл квалификацию, а затем уверенно возглавил гонку. Справедливости ради стоит сказать, что Себастьен Буэми, занявший второе место в квалификации, получил штраф в пять позиций за пустой огнетушитель. Да, в каждом болиде Формуле-Е есть свой огнетушитель – и на случай пожара он должен быть заполнен пеной. Агрегат в машине Себастьена оказался бракованным. И хоть швейцарец и не получил из-за этого преимущества, судьи все равно отодвинули его на седьмую позицию на стартовой решетке. По ходу гонки Буэми зрелищно отыгрывался, совершил несколько ярких обгонов и вплотную подобрался к Розенквисту.

Судьбу гонки решила машина, которая досталась Феликсу на пит-стопе. Небольшая неисправность болида привела к тому, что литий-ионные батареи в электрокаре шведа не полностью восстанавливали заряд по итогам круга – и раз за разом у Розенквиста было чуть меньше мощности, чем у соперников. В результате Феликс упустил победу: сначала дебютанта прошел Буэми, а затем и британец Сэм Бёрд. Розенквист остался третьим и все равно стал лучшим новичком этого сезона – позади остались известные пилоты вроде чемпиона мира по кузовным гонкам WTCC Хосе-Марии Лопеса, многолетнего участника Формулы-1 Ника Хайдфельда и того же Жана-Эрика Верня.
 

Позади лидеров пилоты боролись, атаковали и удерживали позиции в самых разных местах. При желании можно было выбрать любую пару или тройку дуэлянтов, а затем следить за их сражением прицельно – не отвлекаясь на борьбу за лидерство. Если же говорить о качестве трансляций, то в сравнении с Формулой-1 показ Формулы-Е – это просто другое поколение. Эфир гонки начался с экскурсии по Марракешу с гонщиками Формулы-Е, затем шел сюжет о предыдущей гонке, далее – видеоролик о квалификации и, наконец, интервью со знаменитостями со стартовой решетки. Саму стартовую решетку представляли в прямом эфире с помощью элементов дополненной реальности – что-то подобное сейчас разрабатывают в Microsoft для очков HoloLens. Гонку показывали со стольких ракурсов, что фанатам Формулы-1 остается только завидовать.
 

Праздник, который всегда пустой

При всей продуманности и технологичности Формула-Е остается нишевым спортом для узкой прослойки болельщиков. Организаторы этапа в Марракеше возвели всего две трибуны на 750 мест каждая – и этого с лихвой хватило, чтобы разместить всех желающих. Такую посещаемость нельзя назвать большой для Марракеша с его миллионным населением, однако похожую картину можно было наблюдать и в Москве, и на других этапах электрического чемпионата.
 

Зато зрительская зона, обустроенная для болельщиков, выигрывает виртуальное сражение с Формулой-1. В Марракеше болельщики могли не только поесть и купить атрибутику (чем обычно ограничиваются развлечения на Гран-при), но и опробовать трассу за рулем гоночного симулятора, посмотреть за трюками каскадеров на электробайках, а также разрисовать себе руки традиционным марокканским узором – местные умельцы с готовностью обучали всех желающих хитростям нанесения орнаментов из хны. В детской зоне можно было поиграть в бадминтон, футбол, оставить ребенка за столом для рисования или сыграть с ним в местную настольную игру, которая напоминает гибрид боулинга, нард и аэрохоккея.

Наконец, жемчужиной фан-зоны оказались два прототипа самодвижущихся электромобилей для гонок поддержки RoboRace. Электрокары стояли под навесом в зрительской зоне: редкие зрители с удовольствием фотографировались с футуристичными прототипами и даже не спрашивали, могут ли эти штуки ездить на самом деле. За час до основной гонки участник RoboRace вышел на старт: самоходный экипаж совершил несколько кругов без водителя, при этом руль, оставшийся в кабине, поворачивался вместе с колесами.
 

И хотя обычные марокканцы в обиходе называли приехавший к ним чемпионат «электрической Формулой-1», фан-зона выглядела пустоватой. Возможно, местные фанаты просто пресытились автоспортом – в последние годы сюда регулярно приезжало международное первенство WTCC, а по территории страны несколько раз в год проходят статусные ралли-рейды. Электрокарами Марракеш не удивить.
 

Спорт завтрашнего дня

При кажущейся нелепости проводить гонки со средней скоростью 130 км/ч Формулу-Е можно назвать самой быстро растущей гоночной серией в мире. В плане маркетинга Формула-Е уже переигрывает чемпионаты «старого образца»: у электросерии множество спонсоров, календарь, в котором есть Нью-Йорк, Париж и Лас-Вегас, а также две китайские команды – предел мечтаний для любого организатора гонок, стремящегося выйти на китайскую аудиторию. За успехами коллективов NextEv и Techeetah в паддоке следит целая стая китайских репортеров – на фоне прохладного отношения китайцев к автоспорту такая картина не может не удивлять.
 

Марокканский этап электросерии прошел одновременно с международным саммитом ООН по изменению климата COP22: в числе гостей конференции были президент США Барак Обама, канцлер Германии Ангела Меркель и другие мировые лидеры. Увы, на гонку Формулы-Е они не пришли – зато весь мир вместе с Организацией объединенных наций смог увидеть, что автогонки могут быть не только шумными и бензиновыми, но и вполне экологичными.

Наконец, у Формулы-Е постепенно появляются собственные звезды вроде Феликса Розенквиста – и это едва ли не важнее, чем политические и спонсорские успехи чемпионата. Возможно, от большого рывка Формулу-Е отделяет только нехватка по-настоящему харизматичных гонщиков. Все остальное у электрической серии уже есть.