Перезапуск проекта при поддержке Volvo
Autonews
Перезапуск проекта
при поддержке Volvo
Тест-драйвы

Уют, практичность и динамика. Тест Opel Zafira Tourer

Новое поколение минивэна Opel Zafira, получившее приставку Tourer, будет продаваться параллельно со старым, «классическим». Почему? И что может предложить будущим покупателям новинка из Германии...
Автосервисы
Autonews
Искать больше не нужно.
Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис
Opel Zafira Tourer
Opel Zafira Tourer 
Представив Insignia, немецкий Opel перевернул новую страницу в своей истории. Эта модель заложила основу новых стандартов – технических, дизайнерских, качественных. Затем новая Astra – следующее подтверждение тому, что теперь Opel подходит к машинам с другими мерками. И вот в новую линейку Opel вписалось свежее поколение Zafira. Причем немцам, похоже, удастся и рыбку съесть, и сохранить лояльность уже существующих преимуществ – старая и недорогая доступная Zafira будет продаваться параллельно с новой, как это уже произошло с Astra.

Ведь в чем беда автомобильной эволюции в массовом сегменте? Каждое новое поколение знакомых моделей становится все сложнее и интереснее – но и дороже. Потребитель привыкает, требует современного дизайна, «мягких» пластиков и спортивных ноток в управляемости даже от бюджетных машин, а платить за них больше, чем раньше, не хочет. Присматривающиеся к минивэнам с опасением поджидают новую Zafira (для различения с текущим поколением новинка получила приставку Tourer), справедливо ожидая значительного роста цен.



Пока неясно, будет ли новая Zafira Tourer дороже, цены на текущее поколение и новое в Германии практически не различаются. Однако свежий автомобиль выглядит иначе. Спокойные формы минивэна прячутся за футуристичными бумерангами фар и противотуманок, позаимствованными у электромобиля Opel Ampera, острыми оконными линиями и глубокими плавными выштамповками по боку. Задняя оптика стала модно узкой, с кокетливыми хвостиками, стекло как будто стекает тонированной волной из-под небольшого спойлера на крышку багажника. В шоколадном цвете, который маркетологи выбрали для продвижения модели, машина выглядит и солидно, и не скучно. В зависимости от ракурса автомобиль напоминает то универсал, то кроссовер.



Салон потрясающий. На ездовой презентации в Мюнхене мне досталась машина со «вкусным» цветовым решением интерьера – основной шоколадный под кофе с молоком, которым выделены вставки на дверях, сиденьях и передней панели, с опциональными стеклянной крышей и сумасшедшим панорамным лобовым стеклом. Автомобиль просто залит уютным мягким светом и воздухом, светлые вставки добавляют шарма, а рельефная отделка центральной части сидений создает ощущение премиума. В случае необходимости стеклянную крышу над задними сиденьями можно закрыть электрической шторкой, а на лобовое стекло надвинуть «край» потолка.



В плане эргономики и оформления салона Zafira Tourer создана в едином стиле с Astra и Insignia. Причем общие не только преимущества, но и недостатки. Основной – на центральной консоли, сделанной с оглядкой на интерфейс мобильных телефонов, рассыпано множество мелких кнопок, среди которых разыскивать нужные неудобно.



Салон будто пластилиновый: можно двигать и наклонять в любые стороны сиденья, ящики, подлокотники, подстаканники. Сиденья второго ряда раздвигаются в стороны на 50 мм (опционально), вперед-назад – на 210 мм (280 мм с опцией Lounge Seating), легко меняется наклон спинок, складываются в различных комбинациях одним несложным движением, превращая семиместную машину в двухместную с огромным багажником. Из центрального сиденья второго ряда можно сделать необычный подлокотник – спинка делится на две части, которые превращаются в красивую и высокую опору для локтей. С таким вторым рядом Zafira Tourer ассоциируется уже не с семейным автомобилем, а с машиной, куда не стыдно усадить важных деловых партнеров. Это новшество Opel даже не поленился запатентовать. Хотя казалось бы, что еще можно придумать – большинство минивэнов обладают широкими возможностями трансформации салона. Однако Zafira Tourer соблазнила поиграться с сиденьями даже приверженцев двухместных купе.



В семиместной конфигурации от багажника, конечно, мало что остается – всего 152 литра. В пятиместной полезный объем составляет 710 литров (+65 литров по сравнению с Zafira), а при сложенных задних рядах – 1860 литров (+40). Для перевозки, скажем, сноубордов можно сложить одно сиденье второго ряда.

И дело не только в уюте и практичности. Новая Zafira не зациклена на сиденьях. В глазах европейцев минивэн все же не совсем автомобиль для определенной категории людей, которым можно кинуть трансформируемый салон, сказать, куда сажать детей и как осваивать багажник, и этим ограничиться. Zafira оснащена всеми системами, которые готов предложить сегодня Opel.



Что сразу чувствуется – все действительно продумано с заботой (кроме мелких клавиш!). Например, подсказки навигационной системы прорисованы с милой тщательностью – старательно изображены разметка на полосах, голубенькое небо и зеленая травка. Функциональность от художеств не страдает.



Дополнительные окошки в передних стойках существенно улучшили обзорность. Фирменный «опелевский» выдвижной багажник для велосипедов теперь может вместить четыре штуки, да еще и регулироваться так, чтобы была возможность открыть дверь багажника. Правда, для российских реалий этот багажник еще надо было бы обеспечить защитным полотном – в наших условиях к месту катания велосипеды, размещенные за пятой дверью, в пасмурную погоду приедут абсолютно грязными.



К удобству посадки за рулем не придраться, даже регулировок по высоте хватает под разные запросы, что минивэнам несвойственно. Разве что педаль сцепления поначалу кажется расположенной слишком «плоско» и близко к полу. Механическая трансмиссия великолепна: четкие включения, короткий ход рычага, хорошо подобранные передаточные числа. Правда, в России наверняка будут предпочитать «автомат» – шестиступенчатый Active Select с ручным режимом.



Для Zafira Tourer предусмотрено три дизельных двигателя, но у нас, скорее всего, будет доступен самый мощный – 2-литровый мощностью 165 л.с., так как только он среди дизелей комплектуется по желанию «автоматом». Именно этот мотор удалось попробовать. В паре с «механикой» 2-литровый TDCI в стандартной комплектации идет с системой Start/Stop. Как выяснилось на немецких дорогах, иногда система глушит мотор еще до полной остановки – если подкатываться к светофору на нейтрали. Стоит коснуться сцепления, как двигатель сразу же заводится и уже не заглохнет до начала движения. Времени на старте не теряешь, а экономия в режиме городских пробок, где порой приходится ждать по несколько минут, налицо. Если отключить кнопку Eco, система вмешиваться не будет, отключается она и при низкой забортной температуре. Средний расход топлива 165-сильного мотора составляет около 5,5 литров на сотню – очень неплохо. Эластичность двигателя позволяет не прыгать между передачами в городском ритме движения, а на трассе легко разогнаться до крейсерской скорости. Как удалось выяснить на безлимитном автобане, Zafira Tourer непринужденно набирает 170 км/ч – это ее предел комфорта на хорошей дороге.



Помимо дизеля в России Zafira Tourer будет продаваться с атмосферным бензиновым двигателем объемом 1,8 литра и мощностью 115 л.с. и турбированным бензиновым объемом 1,4 литра и мощностью 140 л.с.

Подвеска Zafira Tourer позаимствована у Astra: передняя со стойками McPherson, а задняя – скручиваемая балка, совмещенная с механизмом Уатта. За счет этого автомобиль ведет себя устойчиво в поворотах (боковые смещения и раскачка кузова гасятся более эффективно), хотя и с минимальной поправкой на более высокий кузов, а на прямой дороге, даже плохого качества, плавность хода не страдает.



Опциональное адаптивное шасси FlexRide для Zafira мне кажется лишней тратой денег: с обычной подвеской к поведению машины нет претензий. Конечно, разница между режимами Tour и Sport в минивэне с адаптивным шасси очевидна: меняются настройки рулевого управления, жесткость амортизаторов, отзывчивость педали акселератора и т. д. (через меню можно отключить часть функций), и автомобиль ведет себя более собранно и провокационно. Но ехать в спортивном режиме особого желания не возникает – высокий кузов, уютная посадка и навевающий спокойствие вид через широкое лобовое стекло этому не способствуют.



Забавно, как большинство людей с опаской относятся к становящимся все умнее системам помощи управления автомобилем и как быстро к ним привыкают. Например, адаптивный круиз-контроль: когда привыкаешь к тому, что автомобиль сам поддерживает заданную скорость и даже подстраивается под впередиидущую машину, самостоятельно притормаживая и разгоняясь, на трассе уже не будешь держать ногу на педали. Zafira Tourer получила очень неплохой для минивэна набор подобных автоматических систем.



Тот же круиз-контроль работает великолепно и к тому же позволяет экономить топливо. А вот алгоритм работы систем предотвращения столкновения не всегда понятен, а проверить его наверняка решиться трудно. Например, та же Zafira в качестве опции может быть оснащена фронтальной камерой Opel Eye, отвечающей за определение дистанции до впередиидущего автомобиля (FDI), которая включается автоматически на скорости более 40 км/ч, предупреждая об опасности столкновения (FCA), и торможение при высоком риске столкновения (CIB). И не всегда автомобиль начинает тормозить там, где затормозил бы водитель.

К работе системы контроля «мертвых зон» и пересечения разметки без включенного поворотника никаких претензий, машина всегда вовремя предупреждает водителя.



В общем, новый минивэн от Opel получился красивым, модным, с без преувеличения роскошным салоном, отличным поведением на дороге и множеством электронных наворотов. Козыри минивэнов Zafira Tourer сохранила и даже преумножила по сравнению со старым поколением – возможности конфигурации салона не разочаровывают. Поневоле задумываешься о том, что минивэн подходит не только семьям, которые вынуждены вычеркнуть из списка покупок менее практичные автомобили, но и людям, которые часто выбираются с компаниями друзей – скажем, кататься на лыжах или тех же велосипедах.



И все же очень хорошо, что на рынке осталась старая Zafira. Пусть у нее только один двигатель – 1,8 литра мощностью 140 л.с., зато с двумя возможными трансмиссиями. Она попроще, менее привлекательна, но удобна, как домашние тапочки, и не такая претенциозная – многим не нравится нарочито модный дизайн.

Кстати, неплохой выбор «семейников» сегодня набирается у Opel. Есть универсал Insignia Sports Tourer – от 822 000 рублей: для тех, кому не нравятся минивэны, но требуются впечатляющие грузовые возможности. Есть компакт-вэн Meriva, которая не так давно обновилась – от 589 000 рублей, дешевле уже не придумаешь, только придется потесниться. Есть давно знакомая Zafira – от 764 900 рублей. С февраля начнется прием заказов на Zafira Tourer – стоимость пока неизвестна, но вряд ли это будет ценовое поле старой модели. В принципе, межвидовой конкуренции Opel не опасается, и не зря, у всех машин разные клиенты. А учитывая, в каком направлении идет марка последние несколько нет, за будущее Zafira Tourer можно не опасаться.

Светлана Алеева