Уют, практичность и динамика. Тест Opel Zafira Tourer
Уют, практичность и динамика. Тест Opel Zafira Tourer
Тест-драйвы 7 ноября 2011
Тест-драйвы 7 ноября 2011
Уют, практичность и динамика. Тест Opel Zafira Tourer
Новое поколение минивэна Opel Zafira, получившее приставку Tourer, будет продаваться параллельно со старым, «классическим». Почему? И что может предложить будущим покупателям новинка из Германии...
Opel Zafira Tourer 
Представив Insignia, немецкий Opel перевернул новую страницу в своей истории. Эта модель заложила основу новых стандартов – технических, дизайнерских, качественных. Затем новая Astra – следующее подтверждение тому, что теперь Opel подходит к машинам с другими мерками. И вот в новую линейку Opel вписалось свежее поколение Zafira. Причем немцам, похоже, удастся и рыбку съесть, и сохранить лояльность уже существующих преимуществ – старая и недорогая доступная Zafira будет продаваться параллельно с новой, как это уже произошло с Astra.

Ведь в чем беда автомобильной эволюции в массовом сегменте? Каждое новое поколение знакомых моделей становится все сложнее и интереснее – но и дороже. Потребитель привыкает, требует современного дизайна, «мягких» пластиков и спортивных ноток в управляемости даже от бюджетных машин, а платить за них больше, чем раньше, не хочет. Присматривающиеся к минивэнам с опасением поджидают новую Zafira (для различения с текущим поколением новинка получила приставку Tourer), справедливо ожидая значительного роста цен.



Пока неясно, будет ли новая Zafira Tourer дороже, цены на текущее поколение и новое в Германии практически не различаются. Однако свежий автомобиль выглядит иначе. Спокойные формы минивэна прячутся за футуристичными бумерангами фар и противотуманок, позаимствованными у электромобиля Opel Ampera, острыми оконными линиями и глубокими плавными выштамповками по боку. Задняя оптика стала модно узкой, с кокетливыми хвостиками, стекло как будто стекает тонированной волной из-под небольшого спойлера на крышку багажника. В шоколадном цвете, который маркетологи выбрали для продвижения модели, машина выглядит и солидно, и не скучно. В зависимости от ракурса автомобиль напоминает то универсал, то кроссовер.



Салон потрясающий. На ездовой презентации в Мюнхене мне досталась машина со «вкусным» цветовым решением интерьера – основной шоколадный под кофе с молоком, которым выделены вставки на дверях, сиденьях и передней панели, с опциональными стеклянной крышей и сумасшедшим панорамным лобовым стеклом. Автомобиль просто залит уютным мягким светом и воздухом, светлые вставки добавляют шарма, а рельефная отделка центральной части сидений создает ощущение премиума. В случае необходимости стеклянную крышу над задними сиденьями можно закрыть электрической шторкой, а на лобовое стекло надвинуть «край» потолка.



В плане эргономики и оформления салона Zafira Tourer создана в едином стиле с Astra и Insignia. Причем общие не только преимущества, но и недостатки. Основной – на центральной консоли, сделанной с оглядкой на интерфейс мобильных телефонов, рассыпано множество мелких кнопок, среди которых разыскивать нужные неудобно.



Салон будто пластилиновый: можно двигать и наклонять в любые стороны сиденья, ящики, подлокотники, подстаканники. Сиденья второго ряда раздвигаются в стороны на 50 мм (опционально), вперед-назад – на 210 мм (280 мм с опцией Lounge Seating), легко меняется наклон спинок, складываются в различных комбинациях одним несложным движением, превращая семиместную машину в двухместную с огромным багажником. Из центрального сиденья второго ряда можно сделать необычный подлокотник – спинка делится на две части, которые превращаются в красивую и высокую опору для локтей. С таким вторым рядом Zafira Tourer ассоциируется уже не с семейным автомобилем, а с машиной, куда не стыдно усадить важных деловых партнеров. Это новшество Opel даже не поленился запатентовать. Хотя казалось бы, что еще можно придумать – большинство минивэнов обладают широкими возможностями трансформации салона. Однако Zafira Tourer соблазнила поиграться с сиденьями даже приверженцев двухместных купе.



В семиместной конфигурации от багажника, конечно, мало что остается – всего 152 литра. В пятиместной полезный объем составляет 710 литров (+65 литров по сравнению с Zafira), а при сложенных задних рядах – 1860 литров (+40). Для перевозки, скажем, сноубордов можно сложить одно сиденье второго ряда.

И дело не только в уюте и практичности. Новая Zafira не зациклена на сиденьях. В глазах европейцев минивэн все же не совсем автомобиль для определенной категории людей, которым можно кинуть трансформируемый салон, сказать, куда сажать детей и как осваивать багажник, и этим ограничиться. Zafira оснащена всеми системами, которые готов предложить сегодня Opel.



Что сразу чувствуется – все действительно продумано с заботой (кроме мелких клавиш!). Например, подсказки навигационной системы прорисованы с милой тщательностью – старательно изображены разметка на полосах, голубенькое небо и зеленая травка. Функциональность от художеств не страдает.



Дополнительные окошки в передних стойках существенно улучшили обзорность. Фирменный «опелевский» выдвижной багажник для велосипедов теперь может вместить четыре штуки, да еще и регулироваться так, чтобы была возможность открыть дверь багажника. Правда, для российских реалий этот багажник еще надо было бы обеспечить защитным полотном – в наших условиях к месту катания велосипеды, размещенные за пятой дверью, в пасмурную погоду приедут абсолютно грязными.



К удобству посадки за рулем не придраться, даже регулировок по высоте хватает под разные запросы, что минивэнам несвойственно. Разве что педаль сцепления поначалу кажется расположенной слишком «плоско» и близко к полу. Механическая трансмиссия великолепна: четкие включения, короткий ход рычага, хорошо подобранные передаточные числа. Правда, в России наверняка будут предпочитать «автомат» – шестиступенчатый Active Select с ручным режимом.



Для Zafira Tourer предусмотрено три дизельных двигателя, но у нас, скорее всего, будет доступен самый мощный – 2-литровый мощностью 165 л.с., так как только он среди дизелей комплектуется по желанию «автоматом». Именно этот мотор удалось попробовать. В паре с «механикой» 2-литровый TDCI в стандартной комплектации идет с системой Start/Stop. Как выяснилось на немецких дорогах, иногда система глушит мотор еще до полной остановки – если подкатываться к светофору на нейтрали. Стоит коснуться сцепления, как двигатель сразу же заводится и уже не заглохнет до начала движения. Времени на старте не теряешь, а экономия в режиме городских пробок, где порой приходится ждать по несколько минут, налицо. Если отключить кнопку Eco, система вмешиваться не будет, отключается она и при низкой забортной температуре. Средний расход топлива 165-сильного мотора составляет около 5,5 литров на сотню – очень неплохо. Эластичность двигателя позволяет не прыгать между передачами в городском ритме движения, а на трассе легко разогнаться до крейсерской скорости. Как удалось выяснить на безлимитном автобане, Zafira Tourer непринужденно набирает 170 км/ч – это ее предел комфорта на хорошей дороге.



Помимо дизеля в России Zafira Tourer будет продаваться с атмосферным бензиновым двигателем объемом 1,8 литра и мощностью 115 л.с. и турбированным бензиновым объемом 1,4 литра и мощностью 140 л.с.

Подвеска Zafira Tourer позаимствована у Astra: передняя со стойками McPherson, а задняя – скручиваемая балка, совмещенная с механизмом Уатта. За счет этого автомобиль ведет себя устойчиво в поворотах (боковые смещения и раскачка кузова гасятся более эффективно), хотя и с минимальной поправкой на более высокий кузов, а на прямой дороге, даже плохого качества, плавность хода не страдает.



Опциональное адаптивное шасси FlexRide для Zafira мне кажется лишней тратой денег: с обычной подвеской к поведению машины нет претензий. Конечно, разница между режимами Tour и Sport в минивэне с адаптивным шасси очевидна: меняются настройки рулевого управления, жесткость амортизаторов, отзывчивость педали акселератора и т. д. (через меню можно отключить часть функций), и автомобиль ведет себя более собранно и провокационно. Но ехать в спортивном режиме особого желания не возникает – высокий кузов, уютная посадка и навевающий спокойствие вид через широкое лобовое стекло этому не способствуют.



Забавно, как большинство людей с опаской относятся к становящимся все умнее системам помощи управления автомобилем и как быстро к ним привыкают. Например, адаптивный круиз-контроль: когда привыкаешь к тому, что автомобиль сам поддерживает заданную скорость и даже подстраивается под впередиидущую машину, самостоятельно притормаживая и разгоняясь, на трассе уже не будешь держать ногу на педали. Zafira Tourer получила очень неплохой для минивэна набор подобных автоматических систем.



Тот же круиз-контроль работает великолепно и к тому же позволяет экономить топливо. А вот алгоритм работы систем предотвращения столкновения не всегда понятен, а проверить его наверняка решиться трудно. Например, та же Zafira в качестве опции может быть оснащена фронтальной камерой Opel Eye, отвечающей за определение дистанции до впередиидущего автомобиля (FDI), которая включается автоматически на скорости более 40 км/ч, предупреждая об опасности столкновения (FCA), и торможение при высоком риске столкновения (CIB). И не всегда автомобиль начинает тормозить там, где затормозил бы водитель.

К работе системы контроля «мертвых зон» и пересечения разметки без включенного поворотника никаких претензий, машина всегда вовремя предупреждает водителя.



В общем, новый минивэн от Opel получился красивым, модным, с без преувеличения роскошным салоном, отличным поведением на дороге и множеством электронных наворотов. Козыри минивэнов Zafira Tourer сохранила и даже преумножила по сравнению со старым поколением – возможности конфигурации салона не разочаровывают. Поневоле задумываешься о том, что минивэн подходит не только семьям, которые вынуждены вычеркнуть из списка покупок менее практичные автомобили, но и людям, которые часто выбираются с компаниями друзей – скажем, кататься на лыжах или тех же велосипедах.



И все же очень хорошо, что на рынке осталась старая Zafira. Пусть у нее только один двигатель – 1,8 литра мощностью 140 л.с., зато с двумя возможными трансмиссиями. Она попроще, менее привлекательна, но удобна, как домашние тапочки, и не такая претенциозная – многим не нравится нарочито модный дизайн.

Кстати, неплохой выбор «семейников» сегодня набирается у Opel. Есть универсал Insignia Sports Tourer – от 822 000 рублей: для тех, кому не нравятся минивэны, но требуются впечатляющие грузовые возможности. Есть компакт-вэн Meriva, которая не так давно обновилась – от 589 000 рублей, дешевле уже не придумаешь, только придется потесниться. Есть давно знакомая Zafira – от 764 900 рублей. С февраля начнется прием заказов на Zafira Tourer – стоимость пока неизвестна, но вряд ли это будет ценовое поле старой модели. В принципе, межвидовой конкуренции Opel не опасается, и не зря, у всех машин разные клиенты. А учитывая, в каком направлении идет марка последние несколько нет, за будущее Zafira Tourer можно не опасаться.

Светлана Алеева
Комментарии