branding imagebranding image
Autonews
Тест-драйвы
Подписаться на Telegram-канал

Mazda Sport Cup 2011: тренировка перед боем

Российское отделение Mazda превратило клиентские покатушки Zoom-Zoom в серьезное спортивное мероприятие, в котором принимают участие несколько тысяч человек. Включая и команду AutoNews.ru...
Однажды российское представительство компании Mazda заманило своих клиентов на развеселую спортивную тусовку под названием Zoom-Zoom Challenge. Формат было выбрать несложно: это не должны были быть дилерские посиделки или семейные пикники. В своих машинах «маздоводы» прежде всего ценят спортивные замашки, и именно вокруг этой страсти Mazda построила ежегодные гоночные развлечения. Однако в 2011 году в рамках Zoom-Zoom Challenge стало тесно: всероссийский любительский чемпионат среди владельцев Mazda и представителей автомобильных СМИ вышел на новый уровень под названием Mazda Sport Cup.

Масштаб мероприятия впечатляет. Количество участников со стороны клубов Mazda на первых отборочных этапах достигает нескольких тысяч человек! По результатам шести этапов проходят 50 самых быстрых пилотов: 40 мужчин и 10 женщин, которые распределяются по командам по пять человек в каждой. Аналогичный отбор и распределение проходят представители прессы. Как в настоящих соревнованиях, результаты гонщиков оцениваются по всем спортивным правилам, учитывается пенализация за нарушения: сбитые конусы, выезд за пределы трассы двумя колесами, вылет с трассы четырьмя колесами, агрессивную езду. Главным судьей гоночной части мероприятия является известный гонщик Олег Кесельман, чемпион России и СССР и руководитель Mazda Sport Academy. Приз победителям – поездка на одну из самых знаменитых и интересных трасс в мире, легендарный Спа-Франкошам в Бельгии.

Первый отборочный этап Mazda Sport Cup 2011 состоялся в мае в Нижнем Новгороде на трассе «Нижегородское кольцо», открывшейся в прошлом году. Заезды традиционно проводятся на спортивных родстерах MX-5, на которых и в повседневной жизни не получается ездить скучно, а уж в поворотах гоночной трассы машина раскрывается на полную. Общий результат команды суммируется из времени прохождения трассы каждым из членов экипажа. Самое интересное: победа в огромной степени зависит не от того, как прошли трек самые сильные пилоты, у них время отличается на пару секунд. А вот результаты самых слабых участников разнятся порой на 10-20 секунд. И это уже критично!

Оказалось, что одно дело – прокатиться по треку в формате Zoom-Zoom Challenge и потусить с друзьями, и совсем другое – участвовать в настоящем Кубке. Это многочисленные тренировки, отборочные заезды и борьба по всем правилам.

Первые заезды определили команды и рассредоточили дальнейшие этапы по трассам в Москве, Санкт-Петербурге и Красноярске. Финал состоится 4 сентября на Смоленском кольце.

Команде AutoNews.ru в результате жеребьевки досталась Москва, точнее наш самый известный автодром АДМ в Мячково . Удачно: одна из первых тренировок под названием Aori прошла 22 июня как раз в Мячково.

Aori – так называется тренировочный курс в Академии вождения Mazda, по названию гоночной версии MX-5. Ее особенность в том, что с самого начала машина строилась так, чтобы быть понятной непрофессиональному пилоту, попавшему благодаря Mazda из своей любимой красной «трешки» прямо на гоночный трек. Автомобиль соответствует требованиям Международной автомобильной федерации по безопасности. За счет доработанной подвески, увеличенной жесткости кузова и сокращенного на 150 кг веса Mazda Aori способна проехать трассу на 5 секунд быстрее, чем обычная MX-5, – при этом без специального обучения пилота. Впрочем, забывать о том, что это уже гоночная машина, без системы стабилизации, не стоит.

К слову, Mazda подумывает о том, чтобы выпустить Aori в продажу.

В Мячково, кажется, изучены все повороты – кроме разве что связки 2, 3 и 4 поворотов, которые в непрофессиональных соревнованиях обычно отрезают от трека. Принципы спортивного вождения нам давно знакомы. Спортивная езда – это не ощущение скорости, визг шин и игнорирование педали тормоза. В автоспорте главное – время прохождения круга, ради которого нужно жертвовать менее важными участками трека ради более важных. Трасса на 70-90% состоит из прямых, и повороты, даже самые сложные, – это подготовка к разгону на прямом участке. Торможение перед поворотом, прижать машину к дороге, выбрать единственно верную траекторию, заранее повернуть руль – чтобы дать автомобилю время принять команду, разгон с середины поворота и правильный выход на прямую – так выигрываются гонки.

Однако одним классическим вводным инструктажем Кесельмана в этот раз не ограничилось. Перед нами – схема Мячково с нумерацией всех поворотов. Начинает Олег с пятого – 180-градусного, классический поворот для объяснения принципов спортивного вождения. Основные эпитеты – медленно и длинно. Торможение до входа в поворот, заезд по внешней траектории, с середины поворота плавно рулем выпрямлять машину к внутренней траектории и начинать открывать газ, чтобы на выходе уйти на максимуме. Борьба с машиной позволительна в первой части поворота – если она придется на вторую часть, то время будет потеряно. Тем более что сразу после пятого поворота следует длинная прямая, на которой можно выиграть 1,5-2 секунды.

Хорошая связка – из поворотов 10-13, которая для треков в общем-то нетипична, особенность Мячково. После одиннадцатого поворота возникает непреодолимое желание открыть газ на полную, но надо ограничиться 50-процентным усилием, чтобы попасть в 12 и 13. Тем более что 13 – очень важен, после него прямая старт-финиш.

Раз за разом проходим повороты, чтобы все равно слышать в треске рации голос инструктора: слишком позднее торможение, слишком раннее торможение, слишком рано газ, слишком поздно газ, не выпрямил руль, рано ушел от внешней траектории к внутренней, торможение на не прямых колесах. Спортивное вождение – это как умение рисовать: мало знать принципы, нужно видеть.

Проверять усвоенные навыки будем в это воскресенье, 26 июня. И с этого этапа уже начинается отбор: кто проиграет – тот вылетит.

Светлана Алеева