"Турбированными" двигателями сегодня оснащаются не только спортивные, но и многие серийные автомобили. Это не только купе, седаны, но и внедорожники. В автосалонах компании "Автоцентр Планета" можно приобрести, уже ставший популярными "внедорожный паркетник" Мазда СХ7 или же Тойоту Ленд Круйзер с двойным турбонагнетателем.
Первый нагнетатель, получающий привод от выхлопных газов был изобретен в период между 1909 и 1912 годами, Швейцарским ученым Альфредом Й. Буши (Alfred J. Buchi), задолго до появления всем известных турбонагнетателей Гаррета. Доктор Буши был ведущим инженером компании "Sulzer Brothers Research Department" и в 1915 году предложил миру свой прототип турбодизельного агрегата, но его идеи не были восприняты должным образом, и не прижились в свое время!
Компания "General Electric" начала производство турбонагнетателей только с 1910х годов, и то, только применимо к авиационной промышленности.
"The Garrett Corporation", основанная в 1936 году Джоном Клиффордом Гарретом (John Clifford "Cliff" Garrett), снабдившая бомбардировщики ВВС США небольшими воздушными нагнетателями, а в 40ые и начале 50ых перешедшая на производство небольших газотурбинный агрегатов мощность от 20 до 90 лошадиных сил – это новое имя в истории турбомоторов, которое известно и по сей день.
Первыми пассажирскими автомобилями, оснащенными турбиной, стали Шевроле Корвейр Монца (Chevrolet Corvair Monza) и Олдсмобиль Джетфайр (Oldsmobile Jetfire), их дебют на рынке состоялся в США в 1962/63 году. Правда, разработчики данных моделей упустили из виду два очень важных показателя – стоимость обслуживания и надежность. Вскоре, модели пришлось снять с производства.
После топливного кризиса 1973 года, турбонагнетатели снова появились на рынке. Агрегируясь с дизельными двигателями, турбины, существенно повысили мощность и отдачу моторов, о стоимости обслуживания с легкостью было забыто, так как экономия на потреблении топлива была гораздо существеннее.
В 70х турбодвигатели стремительно вторглись в автоспорт, особенно в автогонки серии Формула-1 (Formula One). Турбированные автомобили были на пике популярности. Слово "турбо" стало невероятно модным. В это время абсолютно каждый производимый автомобиль, по крайне мере в максимальной комплектации, имел версию с бензиновым турбомотором. Так продолжалось недолго. Вскоре турбо-феномен был переоценен, т.к применимо к бензиновому двигателю турбина значительно повышала мощность, но вместе с тем и расход топлива – это было совсем не экономичным удовольствием. Кроме того, задержка реакции на педаль со стороны турбомотора ("turbo-lag") составляла сравнительно большое временное значение, что так же негативно сказывалось на реакции покупателей.
Настоящий прорыв в истории турбомоторов был совершен в 1978 году с появлением первого легкового турбодизельного автомобиля Mercedes-Benz 300 SD, следом за ним последовала модель VW Golf Turbodiesel в 1981 году. По средством турбонагнетателя эффективность легковых дизельных автомобилей значительно увеличилась, т.к турбина на дизеле обладает практически такими же "способностями", что и на бензиновом двигателе, однако вредные выбросы и расход топлива не столь велики.
На сегодняшний день турбированные бензинованные двигатели больше не рассматриваются как перспектива на ближайшее будущее, однако, до сих пор используются для сокращения числа вредных выбросов.
Итак, основное предназначение турбированных двигателей – это использование максимальной энергии с каждого литра топлива, в виду чего сокращается количество вредных выхлопов!
Первый нагнетатель, получающий привод от выхлопных газов был изобретен в период между 1909 и 1912 годами, Швейцарским ученым Альфредом Й. Буши (Alfred J. Buchi), задолго до появления всем известных турбонагнетателей Гаррета. Доктор Буши был ведущим инженером компании "Sulzer Brothers Research Department" и в 1915 году предложил миру свой прототип турбодизельного агрегата, но его идеи не были восприняты должным образом, и не прижились в свое время!
Компания "General Electric" начала производство турбонагнетателей только с 1910х годов, и то, только применимо к авиационной промышленности.
"The Garrett Corporation", основанная в 1936 году Джоном Клиффордом Гарретом (John Clifford "Cliff" Garrett), снабдившая бомбардировщики ВВС США небольшими воздушными нагнетателями, а в 40ые и начале 50ых перешедшая на производство небольших газотурбинный агрегатов мощность от 20 до 90 лошадиных сил – это новое имя в истории турбомоторов, которое известно и по сей день.
Первыми пассажирскими автомобилями, оснащенными турбиной, стали Шевроле Корвейр Монца (Chevrolet Corvair Monza) и Олдсмобиль Джетфайр (Oldsmobile Jetfire), их дебют на рынке состоялся в США в 1962/63 году. Правда, разработчики данных моделей упустили из виду два очень важных показателя – стоимость обслуживания и надежность. Вскоре, модели пришлось снять с производства.
После топливного кризиса 1973 года, турбонагнетатели снова появились на рынке. Агрегируясь с дизельными двигателями, турбины, существенно повысили мощность и отдачу моторов, о стоимости обслуживания с легкостью было забыто, так как экономия на потреблении топлива была гораздо существеннее.
В 70х турбодвигатели стремительно вторглись в автоспорт, особенно в автогонки серии Формула-1 (Formula One). Турбированные автомобили были на пике популярности. Слово "турбо" стало невероятно модным. В это время абсолютно каждый производимый автомобиль, по крайне мере в максимальной комплектации, имел версию с бензиновым турбомотором. Так продолжалось недолго. Вскоре турбо-феномен был переоценен, т.к применимо к бензиновому двигателю турбина значительно повышала мощность, но вместе с тем и расход топлива – это было совсем не экономичным удовольствием. Кроме того, задержка реакции на педаль со стороны турбомотора ("turbo-lag") составляла сравнительно большое временное значение, что так же негативно сказывалось на реакции покупателей.
Настоящий прорыв в истории турбомоторов был совершен в 1978 году с появлением первого легкового турбодизельного автомобиля Mercedes-Benz 300 SD, следом за ним последовала модель VW Golf Turbodiesel в 1981 году. По средством турбонагнетателя эффективность легковых дизельных автомобилей значительно увеличилась, т.к турбина на дизеле обладает практически такими же "способностями", что и на бензиновом двигателе, однако вредные выбросы и расход топлива не столь велики.
На сегодняшний день турбированные бензинованные двигатели больше не рассматриваются как перспектива на ближайшее будущее, однако, до сих пор используются для сокращения числа вредных выбросов.
Итак, основное предназначение турбированных двигателей – это использование максимальной энергии с каждого литра топлива, в виду чего сокращается количество вредных выхлопов!