Autonews
Новости

Нерусское лицо "ИжАвто"

"Самарская объединенная компания" будет собирать Kia Spectra на заводе "ИжАвто" на корейские деньги
В ближайшее время "Самарская объединенная компания" ("СОК") намерена провести допэмиссию принадлежащего ей 100-процентного пакета акций "ИжАвто". Причем пятая часть обновленных акций достанется стороннему инвестору. Выкачиваемые из этой процедуры 47,5 млн. долларов - не последние в стратегии самарцев. Второй эшелон средств, считают эксперты, поступит от миноритария "ИжАвто", наиболее очевидной кандидатурой которого является корейская Kia Motors.

Окончательное решение о дополнительной эмиссии акций Ижевского автозавода будет принято акционерами 1 сентября в ходе внеочередного собрания. Как сообщили Autonews.ru в пресс-службе группы "СОК", контролирующей "ИжАвто", около 80% допэмиссии удмуртского предприятия будет распределено среди подразделений группы, а оставшиеся 20% акций приобретет сторонний инвестор. По словам генерального директора группы "СОК" Александра Соловьева, на увеличение уставного капитала ОАО "ИжАвто" группа направит средства, полученные в результате недавней сделки по продаже "ПРОМЭК-банка" группе Societe Generale. Цену размещения одной акции предполагается установить в размере 1,63 руб. В результате, объем допэмиссии составит порядка 1,35 млрд. рублей (47,5 млн. долларов). Эти средства планируется направить на погашение кредитных обязательств предприятия, пополнение оборотных средств и инвестиции в расширение модельного ряда Kia.

Эксперты тут же заговорили о том, что допэмиссия акций ижевского завода предпринимается для сближения "СОКа" с корейской Kia Motors. Напомним, с момента приобретения Самарской объединенной компанией "ИжАвто" в 2000 году "СОК" инвестировала в автозавод около 70 млн. долларов, а организация стартовавшей в начале месяца сборки автомобилей Kia Spectra стоила "СОКу" еще около 80 млн. долларов. Кроме того, с 1 июля ижевский автозавод отказался от выпуска хэтчбека "Иж-Ода" и универсала "Иж-Фабула" — именно на освободившихся производственных мощностях расположился конвейер по сборке Kia Spectra. Для переоснащения этих цехов завод в конце прошлого года дважды уходил на каникулы. Отказ от выпуска "Оды" и "Фабулы" на предприятии объясняют значительным снижением спроса на эти модели из-за повышения цен на комплектующие и металл, что привело к удорожанию машин на 8,6%. Ожидается, что в 2007 году их участь постигнет и классические ВАЗ-2106 и ВАЗ-21043, собираемые из машинокомплектов от АвтоВАЗа.

Понятно, что в сложившейся ситуации самарской группе компаний осечка обойдется дорого, а предупредить ее может лишь сближение (в том числе финансовое) с корейским партнером. Ведь если для "Автотора" — до сих единственного конвейера корейцев в России — сотрудничество с Kia Motors было одним из залогов успешного развития (кроме корейских автомобилей в Калининграде собираются BMW 3-й и 5-й серии, Hummer H2, Chevrolet Tahoe и Blazer, а теперь Cadillac CTS, STS и кроссовер SRX), то для "ИжАвто" выпуск "кореянок" оставался последней надеждой.

Сейчас "СОК" постарается сделать все от себя зависящее, чтобы отстоять статус эксклюзивного дистрибутора Kia Motors в России, а также организовать сборку перспективных моделей на удмуртском конвейере. Поэтому неудивительно, если производство нового поколения Rio II также достанется "ИжАвто". Таким образом, становится понятным то, о чем еще недавно говорили некоторые аналитики — из-за нехватки средств на разработку качественно новой продукции отечественные автозаводы постепенно превращаются в сборочные конвейеры иностранных концернов.

Артур Саруханов