branding imagebranding image
Autonews
Новости
Подписаться на Telegram-канал

RBC daily: Депутатам не дают покоя деньги ОСАГО

Нынешние усилия законотворцев могут окончательно обесценить идею ОСАГО в глазах автовладельцев
В конце прошлой недели депутаты Александр Коваль и Андрей Шевелев внесли в Госдуму проект закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Этот документ предусматривает ряд существенных изменений в системе ОСАГО, касающихся страховых сумм, порядка страховых выплат, отчислений в фонд превентивных мер, уставных капиталов страховщиков ОСАГО и замены этих компаний. Интересно, что согласно этому законопроекту страховые компании также получают возможность предоставлять 10%-ные скидки на полисы обязательной "автогражданки". По мнению одних специалистов, данная мера может стать для страховщиков неплохим маркетинговым инструментом, тем более что полисы "автогражданки" сегодня продаются с трудом. Другие считают послабление частью агрессивной политики ряда депутатов, которая проводится в интересах руководства Всероссийского союза страховщиков.

Система обязательного страхования автогражданской ответственности действует в России с 1 июля 2003 г. По данным главы комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам, с начала вступления закона об ОСАГО в силу полисы автогражданки приобрели около 25 млн российских граждан. По экспертным оценкам, объем российского рынка ОСАГО составляет примерно 1,5 млрд долл. в год. Между тем, участники страхового рынка отмечают снижение интереса автовладельцев к полисам ОСАГО. "Наблюдается тенденция к снижению продаж полисов ОСАГО, даже несмотря на обязательный характер страхования автогражданской ответственности. Причины – из-за несовершенства закона об ОСАГО возникают проблемы с выплатами при страховых случаях, инспекторы ГИБДД нередко оставляют без внимания наличие у автолюбителя полиса ОСАГО, в результате люди не спешат расставаться с деньгами, чтобы купить полис", – сказал RBC daily Дмитрий Кулинченко, генеральный директор страховой компании "Малакут Ассистанс".

Поэтому инициатива депутатов Госдумы Александра Коваля (также возглавляет Всероссийский союз страховщиков) и Андрея Шевелева связана именно с этим обстоятельством. "Страховщики вправе, исходя из конкретных условий использования транспортного средства и иных факторов, влияющих на степень страхового риска, предоставлять страхователю скидку до 10% от рассчитанной страховой премии", – говорится в тексте законопроекта. Эта мера при определенных условиях будет неплохим стимулом к повышению уровня продаж полисов ОСАГО. "Я полагаю, что мера, согласно которой страховые компании получат возможность предоставлять 10%-ные скидки на полисы обязательной "автогражданки", вполне обоснованна, это нормальный маркетинговый ход. Единственное – в законопроекте не оговаривается, будут ли эти скидки предоставляться при прямых продажах, то есть без участия агента-посредника, или за счет комиссионного вознаграждения страховой компании. Если при прямых продажах, то скидки действительно будут логичны", – говорит Дмитрий Кулинченко. У авторов законопроекта в пятницу комментарий на эту тему получить не удалось.

Однако не все участники страхового рынка одобряют новую законодательную инициативу. Еще один собеседник RBC daily склонен рассматривать планирующееся нововведение в ином контексте. "Сейчас наблюдается самый горячий период – период массового перезаключения договоров ОСАГО на следующий год, поскольку едва ли не половина полисов (свыше 10 млн) была куплена в конце ноября 2003 – январе 2004 г., после прекращения популистской кампании некоторых депутатов, обещавших в скором времени вообще отменить ОСАГО. Потому активная информационная шумиха по этому вопросу сейчас, новые обещания депутатов понизить стоимость полиса также весьма серьезно дестабилизируют ситуацию, – комментирует RBC daily представитель страхового рынка, пожелавший остаться неназванным. – Системе ОСАГО, действующей с лета прошлого года, сейчас как никогда важно быть защищенной от экономических и политических рисков. И хотя в самом законе об ОСАГО далеко не все совершенно, идущие в последнее времяинформационные атаки на закон весьма тревожны".

Дело в том, что совсем недавно в Думе говорили о значительно более жестких правках закона: о возможности понижения стоимости полиса ОСАГО втрое, о повышении ставок налога на прибыль страховщиков до 70%. Однако эти разговоры стихли, и на голосование были вынесены куда более осторожные поправки. Вероятно, цель депутатов-страховщиков – создать сильный всплеск продаж полисов ОСАГО, но, по сути, такой способ выбивания денег из автовладельцев нельзя назвать корректным и конструктивным. Продолжением политики "кнута и пряника" в результате станет то, что сама идея обязательной автогражданки – и без того не особенно популярная – обесценится окончательно.