Autonews
Новости

RBC-daily: Автомобилистов защитят микроточками

-----
Автосервисы
Autonews
Искать больше не нужно.
Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис
На территории России будет повсеместно внедряться система противоугонной маркировки автомобилей "ДатаДот". Соответствующее решение было принято министром внутренних дел РФ Рашидом Нургалиевым. "ДатаДот" – это австралийская технология маркировки автокомпонентов, которая позволяет быстро идентифицировать автомобиль, даже если номера на его узлах "перебиты" угонщиками. Ожидается, что ее внедрение в нашей стране существенно снизит число краж автотранспорта, потому что угоны станут экономически невыгодными, – микроточки, которые видны только в ультрафиолетовом свете, наносятся более чем на 100 агрегатов автомобиля. Удалить всю эту маркировку будет очень трудно и дорого. По словам экспертов, для того чтобы система стала по-настоящему эффективным средством от угонов в масштабах страны, инициаторам проекта нужно будет учесть целый ряд факторов, главный из которых – реальный, а не только декларируемый территориальный охват нововведения.

Суть технологии "ДатаДот" – дополнительная противоугонная маркировка автомобиля по специальной технологии, позволяющая легко идентифицировать угнанное транспортное средство и его отдельные компоненты. В процессе маркировки на все основные узлы и агрегаты машины наносятся 5–10 тыс. микроточек диаметром 1 мм и толщиной 0,1 мм. Каждая точка содержит ПИН (персональный идентификационный номер), который заносится в базу данных, совмещенную с базой данных ГИБДД. Предупредительные наклейки, помещаемые на автомобиль, обработанный по технологии "ДатаДот", указывают на то, что машина защищена этой системой, состоит на специальном учете и может представлять опасность для угонщика. В ФГУП ВО "Техмашимпорт", которое по поручению МЭРТ занимается проектом "ДатаДот", отмечают, что, поскольку в основе системы "ДатаДот" лежит идентификация автомобиля и его запчастей, маркированный транспорт не может представлять ценности для угонщика. Сам проект обсуждается с начала 2003 г. На сегодня противоугонная система "ДатаДот" получила одобрение НИИ криминалистики Федеральной службы безопасности РФ, НИИ судебной экспертизы Министерства юстиции РФ. Положительные заключения о правомерности и перспективности использования технологии "ДатаДот" получены от Министерства юстиции, ФСБ, Следственного комитета при МВД и Государственной торговой инспекции. Между тем в целом МВД до последнего времени не спешило давать "зеленый свет" всероссийскому внедрению проекта. В "Техмашимпорте" объясняют это формальными причинами. "Не было активной поддержки со стороны МВД и ГИБДД, но не было и сопротивления. До выхода соответствующего приказа министра должностные лица МВД не имели права отдавать предпочтение продвижению какого-либо одного проекта по борьбе с угонами. Таких проектов и систем предлагается сегодня большое количество. На рассмотрение министру нами были представлены все необходимые документы, заключения экспертов – и он принял решение", – сказал RBC daily Сергей Чуфистов, председатель ФГУП ВО "Техмашимпорт".

Внедрение маркировки "ДатаДот" финансируется самим предприятием, которое привлекает под него внебюджетные средства. ""Техмашимпорт" является стопроцентно государственным предприятием. На сегодняшний день во внедрение этой технологии в России вложено более 5 млн долл. Проект "ДатаДот" является рентабельным, а значит, после окупаемости начнет приносить солидную прибыль в государственный бюджет. Мы планируем выйти на уровень рентабельности уже в наступающем году", – отмечает Сергей Чуфистов. По его словам, сама система уже работает. "Региональные управления ГИБДД прошли обучение и получили необходимые приборы для распознавания маркировки. "Техмашимпорт" не планирует маркировать миллионы автомобилей самостоятельно. Развивается и увеличивается сеть региональных дилеров. В ближайшей перспективе жители всех регионов смогут промаркировать свой автомобиль у дилера в региональном центре", – говорит председатель "Техмашимпорта". Рекомендованная стоимость маркировки новой иномарки (или иномарки до 3 лет) составляет 570 долл., а маркировки нового автомобиля российского производства – 150 долл.

Хотя в "Техмашимпорте" говорят, что статистику по эффективности маркировки в России можно будет получить уже в течение 2005 года, в МВД не берутся давать прогнозы насчет того, когда система начнет реально работать. "Функция нашего ведомства – технически обеспечивать проверку автомобилей на наличие маркировки "ДатаДот". И со своей стороны мы уже готовы это делать – соответствующие приказы разосланы нами по всем регионам страны", – сообщили RBC daily в пресс-службе департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ. Так, по официальным данным, спецоборудование для обнаружения и считывания информации "ДатаДот" находится в распоряжении региональных управлений ГИБДД, сейчас им оснащаются стационарные посты ДПС, пункты регистрации и техосмотра автотранспорта. Более 4,5 тыс. сотрудников ГИБДД во всех 89 регионах России прошли обучение приемам работы с новой технологией. "Однако мы не можем прогнозировать, когда именно система противоугонной маркировки "ДатаДот" начнет работать в общероссийском масштабе. Все зависит от оперативности компании "Техмашимпорт", которая организует нанесение маркировки", – говорят в пресс-службе департамента обеспечения безопасности дорожного движения.

Пока же система, по которой автомобили будут маркироваться на добровольной основе, не заработала в полную силу, "Техмашимпорту" остается убеждать российских автовладельцев, что метод, хорошо зарекомендовавший себя в ряде стран, будет эффективен в условиях нашей страны. "Сама по себе идея маркировать микроточками все дорогостоящие узлы автомобиля – хорошая. Но для того, чтобы эта система реально работала в России – позволяла быстро вычислять истинных владельцев угнанных машин и тем самым отбивала бы желание угонять автомобили, – должен быть обеспечен территориальный охват, – комментирует RBC daily ситуацию эксперт консалтинговой компании "АксионБКГ" Владимир Скопцов. – Я не исключаю, что в Москве и в Питере применение маркировки "ДатаДот" действительно принесет хорошие результаты, – только потому, что каждый сотрудник ГИБДД будет иметь определенную подготовку и необходимую аппаратуру. С другой стороны, угнанные автомобили совершенно спокойно могут перегоняться в регионы, не охваченные системой (а сделать это, я думаю, еще долгое время будет несложно), где идентифицировать автомобиль по микроточкам, по понятным причинам, будет нереально". Одним из таких регионов скептики называют, например, Кавказ. Есть и другие критические замечания. Так, вполне обоснованным является мнение, что от угона система сегодня не спасет, в лучшем случае – да и то при удачном стечении обстоятельств – она поможет лишь вернуть уже угнанный автомобиль. Еще один немаловажный момент – угнанные автомобили часто разбираются на запчасти. "Убежден, что российские умельцы быстро найдут способ убирать эти микроточки, поэтому мотивация угонять автомобили – вне зависимости от того, маркированы они или нет, – не пропадет", – отмечает Владимир Скопцов.

В "Техмашимпорте" как могут, парируют аргументы скептиков. "Эффективность, которую показывает "ДатаДот" в других странах, заключается в первую очередь в отказе преступников от угона маркированных автомобилей. Система не противостоит угону, а делает его экономически невыгодным. Когда одна из сфер преступной деятельности становится экономически невыгодной, преступный бизнес переносит свою активность в другие сферы. Статистика угонов показывает, что сегодня этот бизнес в России – один из самых высокоприбыльных. Второе: мы рассчитываем, что маркированные автомобили будут ездить и на Кавказе. Это поможет расследованию многих преступлений, которые сегодня тормозятся из-за неопознаваемости автомобиля. Следует отметить, что маркировка выдерживает температуру взрыва автомобиля и может оказать действенную помощь при расследовании терактов. Но после широкого распространения информации о "ДатаДоте" от маркированных автомобилей, скорее всего, начнут отказываться и террористы", – говоритСергей Чуфистов.