branding imagebranding image
Autonews
Новости
Подписаться на Telegram-канал

"RBC daily": Российские автодороги станут платными

-----
Вчера в Москве состоялась пресс-конференция на тему «Перспективы развития платных автомобильных дорог в России» с участием заместителя министра транспорта РФ Александра Мишарина и других представителей транспортной отрасли. Главный аргумент в пользу строительства платных дорог, который звучал из уст выступавших, сводился к следующему: в России не хватает дорог вообще, и хороших дорог в частности. Причина в том, что дорожная отрасль исторически является убыточной, она инвестиционно непривлекательна, а отпускаемых на строительство и реконструкцию дорог бюджетных денег катастрофически не хватает. В Минтрансе говорят, что выход из этой ситуации – строительство платных дорог, частично на бюджетные деньги, частично на средства привлеченных частных инвесторов. Когда платных дорог в России станет много и они начнут окупаться, часть денег, полученных от оплаты проезда по таким трассам, будет направляться на реконструкцию бесплатных дорог. Предполагается, что выиграют и инвесторы, которые смогут получать деньги за проезд и сдавать в аренду отводы дорог. Но главное преимущество от появления платных дорог, по мнению Александра Мишарина, получат автолюбители, которые начнут реально экономить время, а также деньги на бензин и запчасти. Правда, несмотря на позитивный настрой представителя Минтранса, есть сомнения с том, что на практике все пойдет так же гладко, как в теории.

В отрасль дорожного хозяйства вкладывается порядка 200 млрд руб. в год бюджетных средств. Но этого катастрофически мало. В компании «Мосавтодор и партнеры» говорят, что, к примеру, стоимость 6-4-полосной автомобильной дороги в Подмосковье колеблется от 5 до 15 млн долл. за километр – в зависимости от сложности участка. Сумма варьируется из-за того, что необходимо не только выкупить землю под строительство, но еще и перенести различные коммуникации и т. п. В результате стоимость будущей новой дороги Москва – Ногинск (протяженностью 45 км по бизнес-плану) составляет около 8 млрд руб. Один из основных механизмов повышения инвестиционной привлекательности отрасли – массовое строительство платных дорог. Интересно, что в России уже есть платные дороги. Это участок на федеральной трассе «Дон» (между Воронежем и Тамбовом), часть одного из шоссе под Липецком. Работает также (единственный пока в стране) платный мост в Барнауле. По словам г-на Мишарина, тот же участок трассы Москва – Дон уже очень хорошо себя зарекомендовал. Но российский опыт можно назвать скорее экспериментом, а за рубежом платные дороги уже давно стали обычной практикой. В США их на сегодня порядка 9 тыс., в Японии – 8 тыс., во Франции – 10 тыс. и т. д. Это от 2% до 5% от протяженности всей трассы, но это магистрали, соединяющие крупные центры, и их доля трафика (объема перевозок) составляет до 20%.

По понятным причинам большую часть времени участники пресс-конференции уделили механизму финансирования строительства платных магистралей. По их словам, одну часть денег будет выделять государство, а другую – привлеченные частные инвесторы, в том числе и зарубежные. Процентные соотношения участия в строительстве дорог могут быть самыми разными, но предполагается, что доля частных инвесторов в проекте может составлять и 30%, и 50%, и более. «Я думаю, что платные дороги вызовут очень большой интерес прежде всего у российских инвесторов. Частная компания, вложившая деньги в строительство дороги, получит сразу два источника доходов от реализации такого проекта. Первый – это непосредственно сама взимаемая оплата за проезд, которая является и основным источником возвращения инвестиций. Второй – доход от развития инфраструктуры вдоль построенной дороги», – заявил Александр Мишарин. Тем не менее основной доход, который принесет платная дорога инвестору, будет зависеть все-таки от количества автомобилей, которые решат ехать по платной дороге, и от размера платы за проезд. Уже сейчас известно, что плата за проезд по подобной дороге в России составит не менее 1 рубля за километр, а окупаемость проектов – около 20 лет.

Тем не менее после того, как утвердят закон о платных дорогах (законопроект будет внесен в Госдуму уже в октябре), по ожиданиям Минтранса, их число в России заметно возрастет. В министерстве утверждают, что когда платных дорог в России станет много, и они начнут окупаться, то часть денег, полученных от оплаты проезда по автобанам, будет направляться на реконструкцию бесплатных дорог. «Чем больше будет платных дорог, тем больше средств из федерального бюджета пойдет на содержание оставшихся бесплатных», – заявил Александр Мишарин. Ключевым же моментом пресс-конференции стало утверждение о том, что ездить по платным дорогам автомобилистам будет выгоднее, чем по бесплатным. «Сегодня автолюбитель, являясь налогоплательщиком, и так платит за дороги. Кроме этого, он платит за топливо, за содержание машины (запчасти) и т. д. Он просто впустую тратит время, стоя в пробках», – сообщил заместитель министра. Появление альтернативных платных дорог автоматически снижает эти расходы, поскольку водитель едет в несколько раз быстрее.

Несмотря на позитивный настрой чиновников, есть сомнения в том, что на практике все пойдет так же гладко, как в теории. В частности, хотя платные дороги наверняка будут пользоваться популярностью, то, что они окупятся в отведенные сроки – пока большой вопрос. Вряд ли автолюбители бросятся платить не то что 600, но даже и 300 рублей за проезд по автобану Москва – Санкт-Петербург в одну сторону после того, как он будет построен. В результате стоимость проезда придется снижать, и это может привести к увеличению срока окупаемости проекта. То, что подобный риск существует, не скрывают и в самом Минтрансе. В частности, возможность пересмотра тарифа на проезд в сторону его снижения оговаривается в законопроекте о платных дорогах, а тот же г-н Мишарин признался, что платный участок на трассе «Дон» все-таки нельзя считать чистым экспериментом, поскольку частные инвесторы для его строительства не привлекались, а протяженность участка – всего 19 км.