branding imagebranding image
Autonews
Новости
Подписаться на Telegram-канал

RBC daily: Российским автозаводам придется собирать лицензионные иномарки

-----
В первом полугодии 2004 г. в нашей стране продано 150 тыс. новых иномарок – как импортных, так и произведенных в России (лидеры по продажам традиционные – Toyota, Hyundai, Ford и Daewoo). Эта цифра почти в два раза превышает показатель аналогичного периода прошлого года. Тогда россияне приобрели «всего» 82,5 тыс. новых иностранных автомобилей. Такой серьезный рост продаж обусловлен тем, что покупатели машин стали больше зарабатывать, а продавцы в связке с банками начали активно предлагать продажу автомобилей по гибким кредитным схемам. Хотя доля иномарок, продаваемых в России, все еще остается небольшой от общего числа автомобилей, отечественных автопроизводителей не может не волновать, что россияне все чаще делают выбор в пользу иностранных машин. Ситуацию усугубляет то, что Минэкономразвития, похоже, твердо отказалось от планов повысить таможенную пошлину для новых иномарок, ввозимых юридическими лицами, с 25% до 35%. По прогнозам, чтобы сохранить свои рыночные позиции на нынешнем уровне, российским автопроизводителям придется создавать СП с иностранными автогигантами и налаживать выпуск лицензионных иномарок. Более подробно ситуацию на отечественном автомобильном рынке корреспонденту RBC daily Андрею Сердечнову прокомментировал Кеннет Пейн, менеджер проектов консалтинговой компании Boston Consulting Group.

– За первые шесть месяцев 2004 г. в России официально было продано более 150 тыс. новых иномарок. По Вашему прогнозу, удастся ли в этом году продать в России 300 тыс. новых машин иностранных производителей?

– Я думаю, это реально, поскольку в данной статистике также учитываются иностранные автомобили, выпускаемые в России, – Ford Focus, Chevy-Niva и т.д. Импорт растет, и за последние два года доля ввезенных машин, продаваемых в России, увеличилась с 7% до 10% от общего числа реализованных автомобилей. Примечательно, что рост происходит не из-за подержанных иномарок старше 3 лет, а за счет новых автомобилей.

– Прогноз о 300 тыс. автомобилей по сравнению со 195 тыс. иностранных автомобилей, проданных в 2003 г., – это огромная динамика…

– Это огромный рост продаж – на 50%, притом что сам рынок иномарок в целом увеличится далеко не на 50%. Давайте посмотрим: в России в год продается примерно 1,5 млн автомобилей. 195 тыс. реализованных в 2003 г. иномарок – это только 13% от этой цифры. 300 тыс. автомобилей лишь 18% ожидаемого рынка 2004 г. Я хочу сказать, что сам рост рынка иномарок далеко не такой большой, как может показаться. Тем не менее в России сегодня все равно наблюдается некая «экспансия» иномарок. Нечто подобное можно было наблюдать, например, в Испании 80-х годов.

– В чем причины такого роста продаж?

– Рост доходов населения. И, конечно, огромную роль играют продажи иномарок в кредит – это просто видно невооруженным глазом.

– Объемы сборки иностранных автомобилей в России пока невелики. По крайней мере, ни одна из компаний не заявляла о планах довести производство до серьезных объемов, скажем до 200 тыс. автомобилей в год. С чем это связано?

– Это сложный вопрос, и здесь есть много факторов. Попробую обозначить приоритетные. В первую очередь, иностранным автопроизводителям, работающим в России, мешает отсутствие качественных комплектующих. Например, Ford давно планирует довести число российских компонентов в своих автомобилях до 50%, но пока не достиг этой цифры. Не случайно GM совместно с АвтоВАЗом намерен построить в России собственный завод по производству комплектующих. Второй фактор – это риск, связанный с российским инвестиционным климатом. И здесь в обозримом будущем, похоже, не стоит рассчитывать на улучшение ситуации. Инвестиции в завод – это очень серьезные деньги. Но как сегодня планировать вложения в производство, если российские чиновники могут назавтра изменить правила присутствия зарубежных инвесторов в стране? Третий фактор – это отсутствие ясности в политике, проводимой российским правительством. Например, непредсказуемая ситуация с пошлинами на ввоз иномарок. Как вкладывать в Россию, если никто не гарантирует, что, скажем, через полгода из-за новых размеров пошлин собирать иномарки в России будет невыгодно? Показательна ситуация и с переходом на европейские экологические стандарты. Если западный автопроизводитель будет четко знать, что к 2008 г. Россия перейдет на «Евро-3», то он сможет уже сегодня сделать соответствующие инвестиции и в результате получить дополнительное конкурентное преимущество перед производителями машин российских марок. Но нельзя исключать, что введение стандарта «Евро-3» в России также отложат. Короче говоря, Россия – страна с большими рисками, финансовыми и административными. Естественно, что, видя столько факторов риска, западные автопроизводители корректируют свои планы, и если и начинают работать здесь, то пока ограничиваются минимумом мощностей.

– А насколько развитие российской автомобильной промышленности зависит от проводимой государством пошлинной политики?

– По нашему опыту, для того чтобы был реальный стимул производить автомобили (неважно, иномарки или отечественные), пошлина на ввоз новых иномарок должна составлять 25-30%. В России сегодня действует нижняя планка этого порога, что вполне приемлемо. Кстати говоря, возможно, только из-за этого и Ford, и GM планируют увеличивать инвестиции в свои предприятия в России. А многие компании, например Volkswagen, думают о том, чтобы начать производство своих автомобилей в России. Если они выступают с такими инициативами, то почему АвтоВАЗ не может сделать нечто подобное? Я не говорю о новой модели: разработать ее действительно очень дорого. Но ведь есть и другие варианты. Можно привлечь иностранного партнера, наладить с его помощью сборку лицензионных автомобилей. В этой связи мне не очень понятно стремление любой ценой поддерживать производство тех же ВАЗов. Ведь как рассуждает покупатель? Он хочет приобрести хорошую машину, с нормальным экологичным двигателем, за приемлемую цену. Мы видим, что все чаще этой машиной становится иномарка, и понимаем, почему это происходит.

– Как Вы относитесь к заявлению Объединения автопроизводителей России, что для развития российского автомобилестроения все равно необходимо увеличить пошлины на ввоз иномарок в Россию до 35%?

– Пошлина в 25% – это правильный процент, и я сомневаюсь, что увеличение пошлины до 35% так уж необходимо. Местный автопром может сказать: «Дайте нам 5 лет, чтобы мы могли развернуться с «Калиной», а после этого давайте вновь снизим пошлины». Гарантирую, что при таком развитии событий через 5 лет они будут говорить: «Дайте нам еще 3 года», и так – до бесконечности.

– Эксперты отмечают, что самая большая денежная масса в России сосредоточена среди покупателей, способных потратить на покупку автомобиля от 6 до 10 тыс. долл. Тем не менее в России пока нет массового автомобиля, который бы продавался по приемлемой цене и был бы при этом качественным. По Вашим оценкам, кто из производителей может первым прийти в данный сегмент?

– Мы обсуждали эту проблему, и я знаю, что у зарубежных автопроизводителей действительно есть такая цель – собирать в России автомобили, которые стоили бы менее 10 тыс., правда не долларов, а евро. Это очень сложно, ведь качественная иномарка просто в силу своей себестоимости не может стоить менее 10 тыс. евро. Прибавьте к этому двигатель «Евро-3», который в будущем прибавит 1000-1500 евро к розничной цене машины. То есть качественная машина даже без дополнительных опций стоит дорого. Тем не менее я не исключаю, что компромисс все-таки может быть достигнут.

– Вы имеете в виду автомобили Renault Logan, которые будут собираться на «Автофрамосе» и анонсируемая стоимость которых будет начинаться от 7 тыс. евро?

– Я не очень в курсе данного проекта, но если это действительно так, то это хороший вариант, и Renault Logan реально может занять пока что пустующую нишу в России.

– По Вашим прогнозам, что будет со спросом на новые ввозимые иномарки в ближайшие годы, будет ли он как-то меняться?

– Все зависит от местных производителей. Если вдруг АвтоВАЗ либо ГАЗ создадут совместные производства лицензионных иномарок и станут выпускать серьезные объемы машин – 300-400 тыс. в год (выпускать столько машин в России пока под силу только этим автогигантам), то в этом случае импорт иномарок в Россию может снизиться в разы