branding imagebranding image
Autonews
Новости
Подписаться на Telegram-канал

RBC Daily: Японцы нашкодили Skoda

Компания Skoda наконец признала российский автомобильный рынок перспективным
RBC Daily: Японцы нашкодили Skoda
Компания Skoda наконец признала российский автомобильный рынок перспективным. Однако россияне, скорее всего, предпочтут японские автомобили

Вчера в Москве состоялась пресс-конференция, посвященная планам работы компании Skoda в России. Представители компании заявили о намерении существенно увеличить продажи автомобилей Skoda, объемы которых на данный момент «незаслуженно малы». Дело в том, что в последние два года продажи в России резко снижались из-за дороговизны машин и просчетов в маркетинговой политике. Однако сегодня, учитывая растущий спрос на иномарки, компания надеется переломить ситуацию. В качестве ключевых мероприятий, направленных на стимулирование продаж, заявлены реформа дилерской сети, повышение качества послепродажного обслуживания автомобилей и «постоянное информирование российских потребителей» с помощью рекламы. Правда, по поводу того, насколько осуществимы планы компании, возникают вопросы. Автомобили Skoda, основными конкурентами которых заявлены Peugeot и японские машины, по соотношению цена-качество заметно им проигрывают. Поэтому поднять продажи Skoda в России может только некоторое снижение цен и развитие гибкой системы продаж автомобилей в кредит.

До 2001 г. компания Skoda (входит в концерн Volkswagen) активно развивала свою деятельность в России. Однако за последние два года показатели продаж значительно снизились. По данным производителя, в 2003 г. на российском рынке был реализован в общей сложности 6291 автомобиль Skoda Auto. Это почти на 40% ниже, чем в 2002 г. Снижение продаж связано с переходом на евро и увеличением стоимости ввозимых машин: в ответ на запретительные пошлины, введенные Чехией для российских удобрений, правительство РФ ввело дополнительную 6%-ную пошлину на импортируемые машины Skoda. Кроме того, существовали очевидные просчеты в маркетинговой политике. Так, сегодня в России существует несколько десятков компаний-дилеров, большинство из которых являются «серыми», а из официальных дилеров требованиям компании, по словам руководителя подразделения Skoda в России Штефана Худобы, отвечают лишь 3-4 дилера.

На пресс-конференции отмечалось,чтосегодня российский автомобильный рынок динамично развивается, поэтому компания Skoda считает его «одним из наиболее приоритетных наряду с рынками Индии и Китая». Именно поэтому сейчас компания прикладывает все усилия для того, чтобы переломить сложившуюся тенденцию к падению продаж в нашей стране и увеличить объем продаваемых автомобилей. В частности, 1 апреля 2004 г. было открыто российское подразделение Skoda (раньше автомобили продавались через материнскую немецкую компанию). А основным элементом новой стратегии компании является сокращение дилерской сети до 35 участников и приведение оставшихся компаний-дилеров к общеевропейским корпоративным стандартам компании Skoda. «Только после этого мы сможем вновь вернуться к вопросу увеличения количества дилеров», – заявил г-н Худоба. По его словам, за последние 10 лет компания Skoda «сделала огромный шаг вперед, ее продукция стала более качественной, надежной, способной конкурировать с лучшими европейскими марками, однако уровень сервиса российских дилеров за это время не изменился». Особое внимание будет уделено повышению качества послепродажного обслуживания. Кроме того, автомобили будут активно продвигаться с помощью рекламы. За счет этих мероприятий компания планирует увеличить продажи в 2004 г. до 7 тыс. автомобилей, а в 2005 г. – до 10 тыс. «Что касается долгосрочных планов, то продажи Skoda на российском рынке в 15 тыс. в год (продажи российского Ford Focus в 2003 г. – RBC daily) – это мало», – сказал на мероприятии Штефан Худоба. Упор в продажах будет сделан на модели Fabia и Octavia, которые и раньше лучше всего продавались в России. А конкурировать в России Skoda планирует прежде всего с Peugeot и японскими марками.

Однако в том, что заявленные планы Skoda осуществимы, есть сомнения. «Создание сети «белых» дилеров и повышение качества послепродажного обслуживания вряд ли радикально повлияют на увеличение продаж Skoda в России. Дело в том, что Fabia и Octavia не относятся к числу тех автомобилей, на которыхездят новые русские. Я имею в виду, что для ее потенциального российского покупателя те 15-16 тыс. евро, которые стоит Octavia, – критичная сумма. Кроме того, покупая этот автомобиль, человек должен быть готов ежегодно выкладывать 300-400 долл. за его сервисное обслуживание. О том, что автомобили Skoda являются идеальными машинами для езды по российским дорогам, также говорить не приходится. Все это не является конкурентным преимуществом автомобилей Skoda», – сказал RBC daily Владимир Скопцов, эксперт BKG. По его словам, вопреки заявлениям руководителя подразделения Skoda в России, по соотношению цена-качество автомобили Skoda проигрывают конкурентам. «Например, у японских автомобилей соотношение цена-качество лучше. Mitsubishi Carisma – лучший по качеству автомобиль, чем Skoda Octavia, но стоит он на 2-3 тыс. долл. дешевле. А автомобили Peugeot, сопоставимые по цене, по своим техническим характеристикам намного превосходят Skoda Octavia. В то же время Skoda Fabia – это мини-хэтчбек по максимально возможной цене, и я не уверен, что его будут хватать. Даже Ford Focus и Kia Rio российской сборки чешским автомобилям в этом смысле не конкуренты», – говорит эксперт BKG.

Поэтому единственное, что может поднять продажи в России, – это некоторое снижение цен или развитая система продаж автомобилей в кредит. «Автомобили марки Skoda начнут конкурировать с другими иномарками только после снижения цен. Самая лучшая реклама иномарок в нашей стране – это ее цена либо приемлемая система продаж в рассрочку. Если Skoda (хотя Oсtavia и Fabia не являются «рекламными новинками» для нашего рынка), к примеру, везде развесит свои плакаты, но при этом не скорректирует политику в сторону снижения цен либо в сторону запуска гибкой кредитной программы, никакие вложения в рекламу ее продаж все равно не поднимут», – резюмирует Владимир Скопцов. Но возможность запуска этих маркетинговых ходов в самой компании не анонсируют.