branding imagebranding image
Autonews
Новости
Подписаться на Telegram-канал

"RBC Daily": Бензин не будет продаваться по рыночным ценам

-----
У идеи создания в России специализированной биржи нефтепродуктов, поддерживаемой антимонопольной службой, множатся сторонники. Вчера компания «Транснефтепродукт» выразила готовность оказать содействие биржевой торговле топливом для государственных нужд, предоставив мощности своих резервуарных парков. Об организованной торговле бензином мечтают и представители биржевых структур, говоря, что это не только приведет к снижению цен на топливо, но и поможет избавиться от проблемы трансфертного ценообразования на нефтяном рынке. А биржа «Санкт-Петербург» уже начала готовить собственную программу проведения торгов по топливу. Впрочем, целесообразность нефтепродуктовой биржи остается под сомнением. По мнению аналитиков, ее создание не может повлечь за собой снижение внутренних цен на топливо до тех пор, пока они остаются ниже мировых. Кроме того, для полноценной торговли топливом может попросту не найтись крупных трейдеров.

На этой неделе руководство Федеральной антимонопольной службы (ФАС) вспомнило о своей давней мечте создать в России специализированную биржу нефтепродуктов. Глава ФАС Игорь Артемьев сообщил, что его ведомство намерено обязать госорганы выкупать часть объема нефтепродуктов для обеспечения государственных нужд через биржи. По его мнению, проведение закупок нефтепродуктов через биржевые торги позволит государству эффективно воздействовать на этот рынок и регулировать ценообразование, подтверждением чего может быть опыт проведения зерновых интервенций. Основную роль в этом должна сыграть компания «Транснефтепродукт», которая могла бы выбросить на рынок излишки топлива, остающиеся в ее трубах из-за неточностей учета. Вчера на это предложение последовала реакция из транспортной компании. Как сообщает пресс-служба «Транснефтепродукта», компания готова оказать содействие биржевой торговле нефтепродуктами для государственных нужд, предоставив мощности своих резервуарных парков. Правда, в компании подчеркнули, что она не располагает излишками нефтепродуктоввсистеме магистральных нефтепродуктопроводов.

Предложение ФАС встретило одобрение в биржевых кругах. «Создание подобной биржи жизненно необходимо», – сказал RBC daily первый вице-президент НП «Межрегиональная биржа нефтегазового комплекса» Антон Карпов. По его словам, она сможет не только создать предпосылки для снижения цен на топливо, но и решить ряд более серьезных проблем. «В настоящее время нефтяные компании уходят от налогов, используя трансфертное ценообразование, – поясняет он. – Понятное дело, это вредит государству. Но это также вредит и самим компаниям, чему пример – дело ЮКОСа. В то же время в соответствии со ст. 40 Налогового кодекса биржевые котировки признаются рыночными ценами. Продавая нефтепродукты по биржевым ценам, нефтяные компании имели бы меньше проблем с законом». Идею организации биржевых торгов нефтепродуктами приветствует и заместитель гендиректора биржи «Санкт-Петербург» по товарному рынку Алексей Сергеев. «Вне зависимости от антимонопольной службы мы также готовим собственную программу торговли нефтепродуктами, – сообщил он RBC daily. – Но если с таким предложением выступает госрегулятор, дело может сдвинуться в более короткие сроки. Правда, пока мы не выходили на контакт с ФАС по этому вопросу, но, в основном, по причине недавних изменений в госаппарате». При этом он отмечает, что необходимости создавать специализированную биржу, которая занималась бы только нефтепродуктами, нет. «К настоящему времени сохранилось несколько товарных бирж, которые могли бы выполнять эту функцию, например наша», – отмечает г-н Сергеев.

Биржевики надеются, что, в отличие от прошлых инициатив антимонопольной службы (ведомство выступает за организацию нефтепродуктовой биржи уже в течение нескольких лет), эта может увенчаться успехом. «До последнего времени идею создания биржи по торговле нефтепродуктами не удавалось воплотить вследствие усиленного противодействия со стороны заинтересованных структур, в первую очередь тех же самых ВИНК, – говорит Антон Карпов. – Однако вероятность того, что теперь антимонопольной службе все же удастся создать ее подобие, становится больше. Ведь сейчас помимо ФАС этим вопросом интересуется и ФСФР». Правда, для создания биржи все-таки существует одно объективное препятствие. Не исключено, что на такой бирже будет попросту некому торговать. И дело не только в отсутствии свободных запасов нефтепродуктов у «Транснефтепродукта». «Не очень понятно, что может заставить нефтяные компании выходить на биржу, когда они имеют собственные источники сбыта своей продукции. В отечественном нефтяном секторе велика вертикальная интеграция компаний. ВИНК стремятся стать компаниями полного цикла, всецело контролируя производственные процессы – от скважины до автозаправки, – сказала RBC daily начальник аналитического отдела компании «Проспект» Наталья Одинцова. – С другой стороны, также непонятно, кто сможет стать покупателями биржевых нефтепродуктов. Большинство розничных торговцев уже являются частью вертикально интегрированных холдингов, а остальные участники не смогут создать существенного, реально работающего биржевого рынка».

Но даже если государству и удастся заставить нефтяные компании поставлять часть своей продукции на биржевой рынок, к существенному снижению цен на топливо это вряд ли приведет, как на то надеется Игорь Артемьев. «Организация биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами могла бы повлечь за собой снижение внутренних цен на топливо, если бы Россия не была добывающей страной и внутренние цены были бы выше внешних, – считает Наталья Одинцова. – Однако в России фактор конкуренции внутреннего и внешнего рынка играет большую роль, чем конкуренция между игроками на отдельно взятом внутреннем рынке. До тех пор ока мировые цены будут оставаться высокими, в России также не будет причин для их значимого снижения. Поэтому, даже если подобная биржа и будет организована, ее деятельность не повлияет существенно на внутренние цены». По ее мнению, более интересным выглядит предложение созданиянефтяной и нефтепродуктовой биржи с участием иностранных участников как некоего аналога лондонской нефтяной биржи. «Но из-за высоких валютных и страновых рисков она пока не получила реального воплощения», – отмечает она.