branding imagebranding image
Autonews
Новости
Подписаться на Telegram-канал

RBC Daily: ОСАГО доживет до выборов

-----
Закон об ОСАГО не будет изменен до выборов. По крайней мере, такой вывод можно сделать из факта удаления соответствующего вопроса из повестки дня заседания Государственной Думы 28 ноября. По словам заместителя председателя думского комитета по кредитным организациям Павла Медведева, возможно, кто-то из народных избранников завтра вновь попробует поставить злополучную тему на голосование. Однако шансов на то, что "народные" поправки в закон будут приняты, причем не только до 7 декабря, но и позже, все меньше.

После того как 14 октября депутаты нижней палаты проголосовали за перенос вступления в силу пресловутого закона (и штрафных санкций, его подкрепляющих) на год, создавалось впечатление, что Дума действительно полна решимости затормозить реализацию документа и внести в него существенные поправки. Политики различного толка один за другим заявляли о том, что второе и третье чтения поправки пройдут быстро. Однако и 17, и 21 ноября (даты, на которые первоначально намечалось рассмотрение темы ОСАГО) поставить соответствующий вопрос в повестку дня не удалось. Теперь Совет Думы убрал ОСАГО и из повестки заседания 28 ноября.

Причин торможения процесса несколько. С одной стороны, давление автостраховщиков (РСА), которые потратили слишком много и сил, и средств для лоббирования закона (утверждая при том, что ОСАГО - не очень выгодное для них направление бизнеса, но, дескать, соответствующий закон позволяет установить "цивилизованные правила игры" на рынке). С другой - Минфину и правительству в целом, которые также немало потрудились и над согласованием различных нюансов этого закона, и над его продавливанием в Думе и СФ, не хочется "терять лицо". Но "терять лицо" - перед избирателями - не хотят и депутаты. Которые в прошлом году ОСАГО одобрили, а в этом - перед выборами - вдруг опомнились и передумали. Это осенью сразу 15 проектов, или "замораживающих" закон ОСАГО, или меняющих его смысл в пользу электората с "колесами", родились в недрах нижней палаты.

Совет Федерации, который в целом от этого электората напрямую не зависит, интересовался темой автострахования куда в меньшей степени. Однако и он отметился на ниве борьбы за "народные интересы", предложив закрепить в нормах ОСАГО льготы для ветеранов и инвалидов. Спикер СФ Сергей Миронов в этой связи оказался в сложном положении: как человек, близкий к исполнительной власти, он не мог не ориентироваться на позицию президента, который уже направил отрицательное заключение на все нововведения в "автостраховочное" законодательство. С другой стороны, как лидер блока, выступающего с ярко выраженными "социальными" лозунгами, он не мог не ориентироваться на настроения масс, открыто против ОСАГО не протестующих, но в целом вряд ли этим законом довольных. Потому С. Миронов занял двойственную позицию: мол, вступление закона в силу нельзя откладывать, поскольку, мол, "5 млн человек уже застраховались по обязательной схеме" и их интересами нельзя пренебрегать, но необходимо считаться и с теми, "у кого нет денег на страховку".

Считаться с бедными категориями автовладельцев в итоге согласилось и правительство. Устами вице-премьера Алексея Кудрина оно заявило, что вызывающие столько критики тарифы могут быть снижены. Но только по итогам шести месяцев действия закона, если выяснится, что у страховых компаний остались невыплаченные средства. Откладывать же начало действия ОСАГО нельзя ни в коем случае. Премьер мог подтвердить свое мнение цифрами. К середине октября полисы обязательного автострахования приобрело порядка 5 млн человек из примерно 30 млн, которых члены РСА считают своими потенциальными клиентами. Хотя эти данные нуждались в существенном уточнении, несомненно, что в начале осени спрос на полисы ОСАГО оживился и к 1 января можно было ожидать возрастания количества охваченных "обязаловкой" до 11-12 млн человек. Что далеко не 100% от общего числа автовладельцев, однако о поголовной сознательности этой армии никто и не мечтал. После же думского голосования 14 октября очереди автовладельцев в страховых компаниях поредели: многие стали ждать, чем кончатся баталии в парламенте.

Ждать, видимо, оказалось нечего. Депутаты пошумели о чаяниях владельцев "железных коней", привлекли к себе внимание миллионов, но на этом, видимо, и остановились. По крайней мере, если Совет Думы, где решающие голоса принадлежат лидерам фракций, не ставит проблему ОСАГО даже в повестку дня, то это говорит о многом. До избирателей этот факт, скорее всего, дойдет с существенным опозданием (после выборов), а если и дойдет раньше, то всегда можно оправдаться необходимостью многочисленных согласований в тексте закона. На деле же депутаты просто не хотят ссориться с президентом и правительством, свое мнение уже четко высказавшим: закон со всеми его возможными огрехами нужен. А там посмотрим, что в нем необходимо поменять: базовые тарифы или что-то еще.

Пока одно изменение уже фактически прошло, правда не в закон, а в дополняющее его правительственное постановление о тарифах. Коллегия Верховного Суда по гражданским делам еще в октябре отменила пункт майского постановления кабинета министров, согласно которому для машин мощностью двигателя выше 120 л.с. устанавливался повышающий коэффициент (1,5). Хотя это решение может еще быть обжаловано, автовладельцы уже празднуют первую победу. Правда, страховые компании тоже не могут говорить о поражении: они на этом пункте никогда и не настаивали. А дополнительный "налог" на мощные двигатели появился по инициативе правительства и, возможно, не без влияния отечественного автопрома. Автопром, впрочем, и так за последние полтора года получил от правительства кое-какие преференции, поэтому от данного решения суда (в пользу владельцев мощных иномарок в первую очередь) сильно страдать не будет.

Что касается закона об ОСАГО, то, видимо, его вступление в силу уже вспять не обратить. А различные изменения и дополнения в текст закона, в том числе попытка поставить под контроль закона тарифы, могут обсуждаться еще очень долго. Долго,если, конечно, автолюбители каким-либо способом внимание депутатов к этой проблеме не простимулируют.