branding imagebranding image
Autonews
Новости
Подписаться на Telegram-канал

RBC Daily: «АвтоВАЗ» пытается «укротить» своих дилеров

-----
В конце прошлой недели «АвтоВАЗ» объявил о своей новой дилерской политике. Ее цель – усилить направление по производству и распространению запчастей, которое должно стать второй по значимости статьей доходов автогиганта после продажи автомобилей. К концу 2005 года «АвтоВАЗ» рассчитывает перейти на систему распространения автозапчастей к своим автомобилям исключительно через дилерскую сеть. В результате с начала 2006 года все автозапчасти к машинам ВАЗ можно будет купить только у официальных дилеров завода. Эксперты соглашаются: «АвтоВАЗ» практически не контролирует сбыт автозапчастей для своих автомобилей, что отрицательно сказывается на его доходах. Однако, по их словам, если «АвтоВАЗ» сегодня не может договориться с производителями запчастей даже о бесперебойных поставках комплектующих на основной конвейер, то наладить продажу запчастей через дилерскую сеть он тоже вряд ли способен.

На сегодняшний день ежегодный оборот «АвтоВАЗа» по запчастям составляет около 2,1 млрд рублей. Как сообщил РБК начальник управления поставок автомобилей на внутренний рынок «АвтоВАЗа» Юрий Амелин, к концу 2005 года данный показатель должен вырасти более чем в 2 раза – до 4,5–5 млрд рублей. Добиться этого на ВАЗе хотят, продавая запчасти только через официальных дилеров тольяттинского автопроизводителя. Предполагается, что к 2006 году все фирменные запчасти к автомобилям ВАЗ можно будет приобрести только у официальных дилеров Волжского автозавода. Все, что появится в магазинах, не имеющих отношения к сервисно-сбытовой сети компании, автоматически станет контрафактной продукцией.

Причина инициативы «АвтоВАЗа» – в неэффективной политике по сбыту автозапчастей. ВАЗ сегодня – это фактически только сборочное производство. Основную же долю запчастей для него производят предприятия, находящиеся под управлением Самарской объединенной компании (СОК), – «ВАЗинтерсервис», «Автоприбор», «Автосвет», ОСВАР, «Пластик», «Автонормаль», Скопинский автоагрегатный завод (СААЗ) и др. По существу являясь структурами, аффилированными с «АвтоВАЗом», они могут работать с любыми продавцами автозапчастей, а не только с дилерами тольяттинского автопроизводителя. В итоге сам «АвтоВАЗ» получает от продажи автозапчастей значительно меньше, чем мог бы. «"АвтоВАЗ" пытается прекратить неразбериху с дилерами. Дело в том, что как таковой политики продаж через дилерскую сеть у ВАЗа не существует: каждый из дилеров делает то, что считает нужным, и как ему нравится», – сказала RBC daily Анастасия Варечкина, директор департамента консультирования компании BKG. При этом среди запчастей для ВАЗов, которые сегодня продаются в России, много «серых» комплектующих, поставляемых в основном из Китая. Хотя качество их ниже, чем у аффилированных с ВАЗом поставщиков, но по ценам они более доступны, а потому и успешно конкурируют с официальными вазовскими автозапчастями.

Новая схема реализации автозапчастей предусматривает, что по поставкам комплектующих с продавцами теперь будет работать сам «АвтоВАЗ», который предпишет своим официальным дилерам, помимо основной деятельности – продажи автомобилей, реализовать «родные» автозапчасти. А при управлениях региональных поставок «АвтоВАЗа» будут созданы специальные склады под запчасти. В перспективе завод предполагает перейти на единые цены практически по всей номенклатуре запчастей к автомобилям ВАЗ. Реализация этих мер должна позволить компании уже к концу 2004 году увеличить оборот по запчастям до 2,6–3,1 млрд рублей.

«Сбыт автомобилей и автозапчастей «АвтоВАЗа» – это разрозненный рынок. У компании сегодня реально нет возможности контролировать весь этот процесс. Поэтому тольяттинский автопроизводитель стремится к опыту западных коллег», – сказала RBC daily Елена Сахнова, аналитик UFG. Действительно, существенная доля прибыли зарубежных автогигантов приходится как раз на реализацию автозапчастей. Правда, опрошенные RBC daily эксперты не разделяют оптимизма представителей тольяттинского предприятия по поводу увеличения прибыли за счетупорядочения работы с дилерами. «"АвтоВАЗ" уже давно пытается выстроить согласованную с дилерами сбытовую политику, правда, пока безрезультатно», – сообщил RBC daily Тимоти МакКачен, аналитик ИГ «АТОН». Причина тому, по его словам, – непоследовательная политика тольяттинского предприятия, которое часто меняет стратегические ориентиры. Кроме того, большой проблемой представляется качество. «При условии, что штамп «АвтоВАЗа» на запчастях будет гарантировать их качество, потребитель выберет их, предпочтя не экономить на покупке «серых» запчастей, тем более что стоимость и тех и других невысока», – говорит Елена Сахнова.

По словам г-жи Сахновой, действительно грамотным решением руководства «АвтоВАЗа» в отношении дилеров, принятым в последние годы, можно назвать лишь установление единого уровня цен продажи автомобилей всем своим дилерам. «Это было важным шагом по борьбе с рядом «серых» дилеров, которые предлагают ВАЗы часто на 200 долларов дешевле, чем у их официальных коллег: в условиях роста благосостояния населения люди будут склоняться к покупке автомобилей у официальных дилеров «АвтоВАЗа»», – резюмирует Елена Сахнова. Но что касается организованного сбыта автозапчастей, то, по мнению Анастасии Варечкиной, из-за непоследовательности политики, проводимой менеджментом «АвтоВАЗа», его новая дилерская политика вряд ли окажется удачной. «Со стороны ВАЗа это не совсем разумный поступок. При отсутствии бесперебойной поставки комплектующих на собственное сборочное производство о том, что тольяттинский автопроизводитель сможет адекватно выстроить систему распространения автозапчастей к своим автомобилям исключительно через собственную дилерскую сеть, говорить не приходится», – сказала RBC daily Анастасия Варечкина.