Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
"Деловой Петербург": Большинство автолюбителей не спешит покупать обязательную страховку
"Деловой Петербург": Большинство автолюбителей не спешит покупать обязательную страховку
Новости 22 сентября 2003
Новости 22 сентября 2003
"Деловой Петербург": Большинство автолюбителей не спешит покупать обязательную страховку
-----
Страховщики усомнились, что к концу этого года все автовладельцы в России приобретут полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Чем вызвали панику в Госдуме РФ. На прошлой неделе думцы долго обсуждали вопрос об отмене ОСАГО. Поводом послужили вялые темпы роста количества застрахованных. А это обостряет другие вопросы: смогут ли страховые компании расплатиться своевременно по всем страховым случаям и не придется ли поднимать цену страховки.

Страховщики и корпоративные объединения смутно представляют, сколько средств они соберут со всех автовладельцев по обязательной "автогражданке". По одним расчетам, не более 20 млрд. рублей, а по другим - около 60 млрд. рублей. Но так или иначе это получается меньше годового материального ущерба от дорожно-транспортных происшествий (ДТП). По данным МВД РФ, эта сумма в прошлом году составила 200 млрд. рублей. Даже если учесть, что в типичном ДТП всего два участника и только один из них получит возмещение ущерба, все равно собранных со всех автовладельцев средств не хватит, чтобы покрыть ущерб. Количество ДТП в России устойчиво растет. Так, в январе - июле 2003 г. количество автомобильных аварий в Петербурге превысило уровень прошлого года на 9%. А, как правило, осенью, начиная с октября и до января, аварийность на городских улицах резко возрастает. Затишье происходит с января по апрель и в летние месяцы - июнь и июль. Кроме того, в обязательной системе страхования в отличие от добровольной максимальная страховая сумма в 400 тыс. рублей действительна для каждого страхового случая. То есть каждый месяц или чаще можно бить чужие машины на сумму в 400 тыс. рублей. Правда, невиновные владельцы старых автомобилей получат меньше денег, чем обладатели новых авто. Из стоимости ущерба в процессе оценки вычтут сумму амортизационного износа запасных частей. Например, стоимость запчастей к 10-летнему автомобилю сократится вдвое. Избежать этого можно, если предоставить документы, подтверждающие замену старых деталей автомобиля новыми. "Для этого человек должен предоставить кассовый чек, подтверждающий факт покупки новой детали, и заказ-наряд на ее установку в автомобиль. Таких документов у людей часто нет на руках", - говорит Сергей Редутко, исполнительный директор автоэкспертного центра ООО "Трио".

К началу сентября в России застраховалось около 2 млн. автомобилистов, то есть 6% от общего числа владельцев транспортных средств. И вряд ли через 3 месяца застрахованных станет на 28 млн. больше. Страховщики сильно сомневаются, что Новый год все российские автовладельцы встретят с обязательным полисом. "Проблем со способностью страховых компаний обеспечить обслуживание всех автомобилистов города нет. По нашим оценкам, страховые компании Петербурга вполне способны успеть оформить необходимое количество документов. Очередей, безусловно, можно ждать в последнюю неделю года - сильна традиция откладывать все на последний день. Хотя, если владелец автомобиля хочет во что бы то ни стало приобрести полис, действующий только с 1.01.04, его можно оформить уже сегодня, указав соответствующий срок эксплуатации автомобиля - с 1 января", - говорит Павел Муретов, заместитель генерального директора ЗАО "Страховое общество "Прогресс-Нева". Страховщики также не уверены, что и через год у всех автовладельцев появится полис. "Неплохо будет, если к концу 2004 г. удастся застраховать половину автовладельцев. Часть людей уклонится от уплаты страховок. Таков мировой опыт. В странах, где обязательное страхование существует не первый год, 7-10% автовладельцев страховку не платят", - резюмирует Бугаев Юрий, заместитель генерального директора "Российского Союза Автостраховщиков". По этим причинам вопрос минимального размера базовой ставки стоимости страхового полиса до сих пор висит в воздухе.

После введенного с июля 2003 г. обязательного страхования автогражданской ответственности страховщики начали осуществлять первые выплаты. Проблемы, связанные с реализацией нового страхового вида, пока все еще остаются. Это выражается как в существовании недобросовестных страховщиков, продающих "временные" полисы, так и в затягивании процесса сбора необходимых документов при наступлении страхового случая со стороны ГАИ. Существует и личный фактор. Страховой агент может ошибиться в расчетах при определении страховой суммы. Так, корреспондент "ДП" столкнулся с ситуацией, когда полис для одних и тех же водителя и автомобиля в одной страховой компании стоил по-разному. В страховых компаниях пока существует проблема автоматизации системы, многие оформляют полисы вручную.

Комментарии