branding imagebranding image
Autonews
Новости
Подписаться на Telegram-канал

"Финансовые известия": Страховщики подводят первые итоги кампании по обязательному автострахованию

-----
Прошло два месяца с начала действия закона об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств. Поначалу не хватало бланков, наклеек, не было полной базы по самим страховщикам. На рынок было вброшено огромное количество поддельных полисов. Некоторые государственные мужи всерьез говорят об отмене закона или приостановке его действия. Но полтора миллиона автовладельцев к сентябрю уже получили полисы, и осенью компании ожидают пик спроса на страховки. Каковы первые итоги работы и справятся ли страховщики с заданием на осень? По оценкам экспертов, до Нового года за полисами ОСАГО обратится еще 13-15 млн. человек.

Главный положительный момент введения обязательного страхования - водители уже начали получать компенсации за разбитые машины.

"В "Энергогаранте" на рассмотрении находится 5 дел", - сказал Владимир Новоселов, начальник управления страхования автотранспорта этой компании.

"В "Никойл-Страховании" заявлено 79 страховых случаев. По четырнадцати компенсации уже выплачены, по остальным выдадим в скором времени", - сообщила пресс-секретарь этой компании Татьяна Грошева. - "Случаи происходили в основном в Москве, но возмещения получили и жители Чебоксар, Калужской области, Наро-Фоминска и Санкт-Петербурга. Только в одном случае лимитированной законом страховой суммы нам не хватит: пострадали четыре дорогие иномарки. Мы выплатим им возмещения в разных пропорциях".

"Копейка", въехавшая в шестисотый "Мерседес", уже давно служит основным рабочим сюжетом рекламных роликов ОСАГО. Анекдот воплотился в жизнь. Пострадал владелец нового шикарного "Мерседеса", с которым столкнулась 25-летняя "копейка", поцарапав задний бампер и расколов фонарь, всего на 14 800 рублей. Пенсионер, владелец "копейки", застраховался за три дня до аварии. "Росгосстрах" выплатил владельцу "мерса" страховое возмещение в полном объеме.

"В любом случае страховые компании сегодня разбираются между собой более грамотно и профессионально, чем два автовладельца, столкнувшиеся на дороге", - говорит руководитель департамента автострахования компании "Росгосстрах" Валерий Никитин. - "Но водители по привычке ждут приезда инспектора ГИБДД и составления им документов, хотя можно обойтись извещением о ДТП, заполненным самими водителями".

В первую же неделю действия закона произошел и трагический случай, в аварии погибли 5 человек. Как говорит Валерий Никитин, выплаты потерпевшим уже произведены. "На сегодняшний день выплачено более 316 тыс. рублей. Но уже есть несколько заявлений о нанесения ущерба здоровью граждан", - говорит Илья Оленин, руководитель управления автострахования группы "АльфаСтрахование".

"Самая крупная выплата у "ГУТА-Страхования" (в компанию поданы 57 заявлений) - 63 000 рублей ($2100). Региональными представителями выплачено 50 000 рублей", - сообщает Ирина Жачкина, заместитель генерального директора компании. - "Но мы прогнозируем резкое увеличение страховых случаев в ноябре-декабре, когда будет застрахована основная масса автовладельцев. Декабрь станет показателем того, насколько компании подготовлены не только к процессу страхования, но и к процедуре выплат".

По оценкам Российского союза автостраховщиков (РСА), к сентябрю полисы получили более 1,5 млн. автовладельцев, собрано 2,5 млрд. рублей премий, что, по признанию страховщиков, соответствует прогнозам и планам компаний на этот период. По данным РСА, до конца года полисы ОСАГО собираются приобрести 74% автолюбителей. Это означает, что страховщикам предстоит заключить примерно 16 млн. договоров - по 2,7 млн. в месяц. При этом в "Спасских воротах", например, планируют страховать не менее 100 000 человек ежемесячно.

Кроме тех, кто в эти дни пришел страховаться вынужденно (потому что иначе не пройти техосмотр, не поставить купленный автомобиль на учет), были и те, кто явился за страховкой по убеждению (или неведению, как злословят противники ОСАГО). Количество таких страхователей, свидетельствующих о жизненной силе закона, его признания гражданами, в компаниях оценивают по-разному (см. диаграмму). Чаще называют 20-30%. При этом опросы общественного мнения показывают, что более половины автовладельцев приобретут полисы ОСАГО в силу необходимости, а не потому, что так будет удобнее, а 30% вообще не хотят страховаться. Таким образом, "за" обязательное страхование высказывается менее 20%. Валерий Никитин из "Росгосстраха" и эту цифру оценивает как "достаточно много". В "Энергогаранте", по признанию Владимира Новоселова, сознательное большинство пришедших страховаться - юридические лица.

Как признаются сами страховщики, у них еще остались "детские" проблемы организационного и технологического порядка.

"По-прежнему это трудности с бланками строгой отчетности, в том числе со стикерами", - говорит Владимир Новиков, заместитель генерального директора страхового дома "ВСК". - "Мы предупреждали об излишней централизации их изготовления, которая и сегодня создает нездоровый ажиотаж и сложность в своевременном получении достаточного количества бланков документов. Нет гарантии, что в период наиболее интенсивного спроса на ОСАГО в ноябре-декабре не будет рецидива и бланков снова не будет всем хватать".

В некоторых регионах впрямую лоббируются интересы определенных страховых компаний, без полиса которых машины в ГИБДД не обслуживаются. По данным компании "Россия", во многих МРЭО "все еще отсутствует полный список страховщиков, имеющих лицензию на проведение обязательного автострахования". "При снятии автомобиля с учета сотрудники ГАИ вдруг начинают требовать с владельца полис ОСАГО", - дополняет Илья Оленин из "АльфаСтрахования".

Проблему тех, кто до обязательного страхования имел полис добровольной страховки, компании все же решили. Примерно одинаково. В основном это зачет неиспользованной премии при покупке полиса ОСАГО и расширение страхового покрытия разнообразным совмещением обоих видов страхования.

"В "Ингосстрахе" владельцы машин могут приобрести дополнительный добровольный полис по четырем различным схемам", - рассказал Игорь Александров, начальник отдела маркетинга департамента комплексного страхования этой компании.

"ГУТА-Страхование" предлагает параллельное страхование с выбором, по какому полису заявлять претензии. В "Ресо-Гарантии" добровольные полисы продаются по льготной цене.

"В регионах добровольное страхование на $1000 исчезнет совсем, поскольку полностью перекрывается обязательной страховкой, но полисы с большим лимитом и франшизой, равной лимиту по ОСАГО, станут популярнее", - прогнозирует Людмила Братусь, советник по связям с общественностью президента страховой группы "Спасские ворота". - "Мы прогнозируем количество страховок по "каско" в размере 50% от нынешнего состояния. Отказываясь от "каско", некоторые автомобилисты, видимо, думают, что не нарушат правила и сполна получат возмещение с виновника аварии".

Из главных проблем, оставшихся на осень, страховщики отмечают нехватку специалистов по автострахованию и автотехнических экспертов, оценивающих повреждения транспортных средств.