branding imagebranding image
Autonews
Новости
Подписаться на Telegram-канал

RBC Daily: АвтоВАЗ хочет сделать из «Жигулей» иномарки

-----
Вчера АвтоВАЗ объявил о том, что семейство автомобилей ВАЗ-2108 будет производиться в зависимости от уровня спроса на данную модель. Как сообщает Волжский автозавод, «восьмерки» будут выпускаться только по «заявкам» своих дилеров. Эта мера является одной из последних инициатив АвтоВАЗа, направленных на предотвращение прошлогодней ситуации, когда завод столкнулся с кризисом перепроизводства. Для того чтобы повысить свою конкурентоспособность, руководство компании пытается сейчас работать по бизнес-модели, принятой на Западе. АвтоВАЗ старается следовать за уровнем спроса на свои машины и одновременно предлагать потребителям более дорогие модели с высокой добавленной стоимостью. Кроме того, завод постепенно отказывается от полного цикла производства автомобиля – начиная с «гаек» и заканчивая кузовом. Правда, по мнению аналитиков, без радикального улучшения качества сборки и внедрения новых технологий выбранная бизнес-модель едва ли принесет сколько-нибудь ощутимые результаты.

После прошлогоднего затоваривания рынка, когда из-за проблем со сбытом АвтоВАЗу пришлось остановить конвейер, компания стала очень внимательно следить за потребительскими настроениями. В первом квартале этого года производство автомобилей на Волжском автозаводе снизилось на 14% до 320 395 машин, в то же время сбыт за этот же период увеличился на 3,8% – до 321 563 машин. «После прошлогоднего урока компания поняла, что просто так машины производить нельзя, – сказал RBC daily аналитик ИГ «Атон» Тим Маккатчен. – Поэтому было принято решение сократить выпуск автомобилей в этом году приблизительно до 700 тысяч (для сравнения: план на 2002 год был 770 тысяч машин. – прим.RBC daily). В целом это хороший знак для компании: у нее уменьшились складские запасы, в результате чего выросла оборачиваемость средств». В самом АвтоВАЗе RBC daily также подтвердили, что сейчас завод делает все для того, чтобы не допустить прошлогодней ситуации. «В настоящий момент мы стараемся подстроить производство под рыночнуюситуацию, – сказал RBC daily представитель Волжского автозавода. – Около 80-90% всех автомобилей сейчас собирается с учетом заказов дилеров».

По словам Тима Маккатчена, АвтоВАЗ пытается перейти к бизнес-модели, которой придерживаются многие мировые автопроизводители. «Фактически крупная автомобильная компания, вроде Ford, занимается лишь тем, что собирает готовые детали, – рассказывает г-н Маккатчен. – Они не делают сами двери или бензобаки, а собирают машину из «чужих» запчастей, получая добавленную стоимость только на сборке. У АвтоВАЗа же до недавнего времени существовал полный цикл сборки автомобиля. Сейчас же они пытаются наладить аутсорсинг, т. е. передачу заказов на производство другим предприятиям». По мнению Тима Маккатчена, в будущем АвтоВАЗ для развития бизнеса может попытаться привлечь новых иностранных партнеров, помимо американской General Motors. «Это было бы выгодно для всех. АвтоВАЗ располагает лучшим автомобильным производством в России. К тому же у компании хорошо налажены контакты с дистрибьюторами и поставщиками. Иностранцы могут предоставить свои технологии», – говорит он.

Аналитик ИК UFG Елена Сахнова также считает, что АвтоВАЗ сейчас заинтересован в привлечении нового иностранного партнера, правда, это связано с тем, что нынешнее СП с GM оказалось не таким успешным, как того хотел АвтоВАЗ. «Сотрудничество с GM задумывалось как способ получения доступа к технологиям американской компании. Однако это не удалось», – сказала RBC daily Елена Сахнова. При этом она отмечает, что нынешний переход АвтоВАЗа к выпуску более дорогих моделей может привести к нежелательным последствиям. После финансового кризиса 1998 года АвтоВАЗ начал переводить производство старых моделей «Жигулей» на другие сборочные площадки. В 1998 году сборка ВАЗ-2106 и ВАЗ-21093 была организована в Сызрани в рамках АО «Рослада», на площадке Ижевского автозавода в настоящий момент собирается вазовская «классика». Все это делалось для того, чтобы освободить конвейер под выпуск новых переднеприводных автомобилей, которые приносят «АвтоВАЗу» наибольшую прибыль. Это «десятое» семейство, «Самара-2» и «Калина». «С одной стороны, доходы компании от производства дорогих моделей действительно растут, – говорит г-жа Сахнова. – Сейчас их продаже способствуют высокие импортные пошлины на подержанные автомобили. Я думаю, что в течение 2-3 лет подобная бизнес-практика будет давать определенные результаты. Однако цена «десяток» и других моделей «верхнего» ряда сейчас уже вплотную приближается к иномаркам. А, как показывает опыт, в этом случае им будет очень сложно выдержать конкурентную борьбу с западной продукцией из-за более низкого качества. По всей видимости, АвтоВАЗ напрасно отказался от выпуска «дешевых» машин. По мере роста экономики и, соответственно, доходов населения они были бы востребованы той категорией населения, которая не может позволить себе более дорогостоящие автомобили».

В самом АвтоВАЗе, разумеется, считают выбранную стратегию правильной. «Конечно, мы больше зарабатываем на более дорогих моделях автомобилей, – сказал RBC daily представитель АвтоВАЗа. – Но рыночная ситуация меняется – ужесточаются требования по экологии, безопасности и т. д. Поэтому мы должны думать о завтрашнем дне – ведь все нововведения внедряются в производство очень медленно. Представьте, что будет, если завтра правительство ужесточит требования к безопасности или экологичности автомобилей, которым не будет удовлетворять «классика». Поэтому вполне логично развивать более «продвинутое» направление бизнеса. Рынок это вполне устраивает. За последние полгода розничная цена на ВАЗы выросла приблизительно на 20%. Причем большая часть подорожания пришлась на увеличение дилерской наценки».