branding imagebranding image
Autonews
Новости
Подписаться на Telegram-канал

"Российская бизнес-газета": Иномарки в ожидании новых пошлин, а российский автопром в кризизе

-----
С 4 июля 2003 года российские автолюбители окончательно лишатся возможности купить автомобили иностранного производства старше 7 лет по невысокой цене. Дело в том, что на прошлой неделе с публикацией в "Российской газете" вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации "О ставках ввозных таможенных пошлин на автомобили". Оно установило, что таможенная пошлина на автомобили старше 7 лет, из-за которой в свое время было сломано столько копий, с 4 июля 2003 года действует постоянно, а никак не временно, сроком на 9 месяцев, как гласило постановление, подписанное премьер-министром РФ Михаилом Касьяновым 30 августа 2002 года.

На самом деле этого и следовало ожидать. Российский автопром находится в глубоком кризисе. Продолжительные дебаты по поводу ставок таможенных пошлин на подержанные иномарки, постоянный перенос сроков начала действия новых пошлин привели к тому, что на отгрузочных площадках большинства автозаводов скопились огромные партии автомобилей. Больше всего страдают АвтоВАЗ и ГАЗ, которые в этом году уже прибегали к остановке конвейеров. По данным специалистов, с января по март 2003 года ГАЗ выпустил на 54,9 процента легковых автомобилей меньше, чем за тот же период прошлого года, АвтоВАЗ - на 24,8 процента.

В итоге произошло банальное затоваривание. А за это время в Россию было ввезено огромное количество иномарок, цены на них несколько упали, и те, у кого были отложены деньги на машину, предпочли купить автомобиль иностранного производства, нежели новую отечественную машину. Тем более что цены на некоторые модели российских автомобилей уже вплотную подбираются к ценам на новые "российские иномарки". На данный момент улучшенные версии последних моделей ВАЗ стоят 215-225 тысяч рублей. А самые дорогие, полностью укомплектованные (включая кондиционер) "десятые", "одиннадцатые" и "двенадцатые" модели сейчас доходят в цене до 230 тысяч рублей (7500 долларов).

Конечно, не дешевеют и иномарки, и их удорожание во многом связано с тем, как ведет себя курс евро по отношению к американской валюте. Поднялись цены на ряд моделей европейских производителей. Не отстают и японцы. На этой волне российские автопроизводители решили сыграть в очередное повышение цен. АвтоВАЗ ввел новые отпускные цены для своих дилеров. В среднем машины стали дороже для дилеров примерно на 2 процента.

Повышение цен на российскую продукцию, а также защита от подержанных иномарок с помощью пошлин постепенно приводят к тому, что на российский рынок все чаще обращают внимание крупные иностранные автомобильные компании. Глава Минпромнауки Илья Клебанов недавно заявил, что интерес к российскому рынку проявляют японцы, и это, пожалуй, действительно можно назвать прорывом. Ведь не так давно японцы вообще отказывались рассматривать Россию как плацдарм для строительства автомобильных заводов, удовлетворяясь тем, как, словно горячие пирожки, раскупаются подержанные японские автомобили на Дальнем Востоке. Теперь ситуация другая. Интерес проявляет и германская компания Volkswagen.

Похоже, что именно для увеличения инвестиционной привлекательности в начале июля будет рассматриваться проект о повышении пошлин уже на иностранные автомобили возрастом от 3 до 7 лет. Пока Михаил Касьянов отправил его на доработку. В первоначальном проекте планировалось ввести такие пошлины, которые подняли бы цены на автомобили в 1,5 - 2 раза. Однако остается большое сомнение в том, что благодаря всем запретительным мерам российские автопроизводители начнут выпускать качественную продукцию. Пока увеличение цены "Волг" и "Жигулей" совершенно не ведет к соответствующему увеличению качества. Еще немного - и цены на российские автомобили и собранные у нас иномарки вообще сравняются. Будет ли кто-нибудь тогда покупать наши авто - большой вопрос.