branding imagebranding image
Autonews
Новости
Подписаться на Telegram-канал

"RBC-Daily": Цены на бензин достигли максимума

-----
Российские олигархи не смогли поднять цены на бензин. Цены на топливо могут вырасти при вступлении России в ВТО, если Москва проявит слабость на переговорах.

К началу мая цены на бензин достигли своего максимума. Так считают большинство опрошенных RBC daily экспертов по топливному рынку. Нефтяным олигархам не удалось "продавить" повышение цен на нефтепродукты. Массированная кампания, развернутая в СМИ в конце прошлого года, привела лишь к относительно небольшому росту цен на нефтепродукты в январе-марте, однако уже с конца марта цены начали постепенно падать. По словам собеседников RBC daily, тенденция к снижению цен сохранится до конца лета. Однако не исключено, что к концу года нефтяники вновь пойдут в наступление. Дело в том, что, по мнению экспертов, тогда на рынок хлынет иракская нефть, что приведет к значительному снижению нефтяных цен. Компенсировать падение экспортных прибылей нефтяные олигархи попытаются за счет повышения цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. Однако наблюдатели считают, что российский рынок, ограниченный низкой платежеспособностью населения, очередного повышения цен попросту не переварит. Резкий рост цен возможен лишь при вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО), поскольку переговорщики от ВТО настаивают на повышении стоимости энергоносителей на внутреннем рынке.

По мнению большинства опрошенных RBC daily аналитиков, цены на нефтепродукты в России достигли своего максимума и стабилизировались. По данным Русского топливного агентства, "средняя цена на дизельное топливо в мае установилась в диапазоне 6850-7100 рублей за тонну". При этом сохранилась наметившаяся в конце марта тенденция к снижению цен на нефтепродукты. Причем речь идет не только об оптовых ценах. Не исключено, что розничная цена горючего на бензоколонках в течение лета также снизится на несколько процентов. Таким образом, можно констатировать, что развернутая в конце прошлого года информационная кампания, направленная на повышение нефтяных цен, провалилась. Напомним, что осенью 2002 года в прессе с подачи нефтяных компаний была поднята шумиха по поводу грядущего роста цен на бензин. С 1 января на 45% был повышен акциз на топливо и введены новые правила лицензирования. Однако, как сказал RBC daily начальник отдела нефтепродуктов агентства "Консультант" Владислав Егоров, "вопреки ожиданиям, введение новых акцизов и лицензий не привело к подорожанию топлива". "Процедура выдачи лицензий носит исключительно рекомендательный характер. Поэтому большинство участников рынка продолжили работать по-старому, так что ситуация на рынке практически не изменилась", - говорит г-н Егоров. Кампания в СМИ привела лишь к относительно небольшому росту цен в январе - марте, после чего стоимость нефтепродуктов пошла вниз.

Однако не исключено, что в конце года нефтяники повторят свою атаку. Дело в том, что, согласно прогнозам экспертов, в следующем году американцы выбросят на мировой рынок большие объемы иракской нефти, что приведет к значительному снижению цены. Российские нефтяники, как всегда, скорее всего, попытаются компенсировать снижение доходов от экспорта нефти за счет повышения внутренних цен на нефтепродукты. Причем механизм повышения цен довольно прост. На первом этапе - массированная кампания в СМИ, целью которой является психологическая подготовка населения к "неизбежному и справедливому" росту цен на основные виды горючего. И, во-вторых, - создание на рынке искусственного дефицита горючего (нефтяникам, которые контролируют добычу сырья и основные НПЗ, создать такую ситуацию вполне по силам). Причем повышение цен будет носить не единовременный, а постепенный характер, чтобы не вызвать резкого взвинчивания стоимости основных товаров и не "травмировать" потребителя. Следует отметить, что такая схема неоднократно применялась нефтяниками в последние годы.

Но, по мнению экспертов, на этот раз "подобный фокус" может и не пройти. "Дальнейшая ситуация с ростом цен на топливо зависит от того, насколько экономика будет готова к увеличению энергетической и транспортной составляющей в расходах", - сказал RBC daily исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. По мнению же главного аналитика института финансовых исследований Григория Выгона, в России горючее уже и так очень дорого стоит. "С учетом покупательной способности населения (согласно официальной статистике, 27% населения страны находятся за чертой бедности), цены на топливо в России установились очень высокие", - говорит г-н Выгон. По его словам, "цена в 35 центов за литр бензина явно завышена". "Столько же бензин стоит в США, где уровень жизни на несколько порядков выше. При этом следует учесть, что Россия - второй в мире экспортер нефти, тогда как США - крупнейший импортер. Наши нефтяники любят сравнивать цены на бензин и с европейскими показателями. Однако в Европе при стоимости литра бензина в 1 евро, примерно 80% составляет акциз, который перекладывается на потребителя. В России пока население не в состоянии платить доллар за литр", - считает Григорий Выгон. По его мнению, рост цен возможен только в результате значительного роста благосостояния граждан.

Резкое повышение цен на нефтепродукты способно спровоцировать в ближайшей перспективе только вступление России в ВТО. Западные партнеры требуют уравнивания цен на основные энергоносители (в первую очередь газ). "По логике вещей, постепенно при вхождении в ВТО оптовые цены на нефтепродукты будут выравниваться по принципу сообщающихся сосудов: упадут в Европе и подрастут у нас", - говорит г-н Сергиенко. Правда, по мнению Григория Выгона, многое будет зависеть от профессионализма российских переговорщиков, которые "ни в коем случае не должны уступать в этом вопросе".