Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
RBC Daily: Мировому авторынку грозит катастрофа
RBC Daily: Мировому авторынку грозит катастрофа
Новости 9 апреля 2003
Новости 9 апреля 2003
RBC Daily: Мировому авторынку грозит катастрофа
-----
«Катастрофический сценарий падения европейского автомобильного рынка по-прежнему не исключается». Об этом заявил президент французской автомобильной группы PSA Peugeot-Citroen Жан-Мартен Фольц (Jean-Martin Folz). По его словам, без учета “международных потрясений” объем рынка сократился бы незначительно - максимум на 2% в этом году. “Однако потрясения тревожат и, несомненно, скажутся на расходовании средств потенциальных покупателей”, - заметил Фольц, сказав, что указанный показатель может измениться в сторону гораздо худших цифр - 10-15%. Пока продажи действительно сокращаются: например, у того же PSA P-C падение составило –2,9%, у Renault - 8,5%.

Прогнозы французских автопроизводителей подтверждают и их коллеги за океаном. «Экономический эффект от военного конфликта на Ближнем Востоке значим», - признал один из руководителей DaimlerChrysler Гэри Дилтс. Продажи легковых Chrysler, Jeep и Dodge в США в марте сократились почти на 20%. Менее сильны потери Ford - 2,7% для легковушек (и 5,9% для грузовиков). Мировой и американский гигант N 1 - GM пока не сообщил о результатах прошедшего месяца, однако вряд ли они будут позитивными, т.к. минимум два завода - в Огайо и Луизиане - были вынуждены временно закрыться из-за отсутствия необходимого спроса на некоторые модели Chevrolet и Pontiac.

Притормозился и рост автопроизводства в Японии, чей подъем во второй половине прошлого года придал было надежд жителям Страны восходящего солнца на скорое общее оживление ее экономики. По результатам первого квартала ожидается показатель около 0% или даже некоторое сокращение выпуска и продаж. Наконец, в Южной Корее упали внутренние продажи у всех производителей, однако KIA добился существенного роста доходов за счет экспорта, в т.ч. в Европу.

Аналитики отмечают, что падение спроса отмечается прежде всего на дорогие, в т.ч. спортивные модели. Например, Porshe AG объявила об отправке в вынужденные отпуска части персонала заводов, производящих модели 911, Boxter и Cayenne. Напротив, небольшие и относительно недорогие машины подчас пользуются повышенным спросом. Так, улучшение показателей BMW в Европе и США в конце минувшего - начале этого года не в последнюю очередь связано с хорошими продажами Mini, относительно недорогой машины в модельном ряду баварского производителя. Это связано прежде всего с «психологией смутного времени», в такие периоды покупатели, как правило, откладывают дорогие покупки. Интересом к более дешевым машинам можно объяснить и значительное увеличение продаж KIA в Европе, и планы поставок в Старый Свет индийской модели Tata Indica. Еще четыре года назад этот недорогой (ценовая ниша до 10 тыс. евро) и не очень качественный по евростандартам автомобиль был отвергнут британцами, но теперь времена изменились. Специалисты говорят, что в связи со складывающейся конъюнктурой рынка появляется шанс оживиться у загибающегося FIAT (традиционно производившего недорогие машины). В то же время взлет популярности (впрочем, не массовой) внедорожника Hummer H2 связан с его военными корнями и огромным количеством косвенной рекламы, которая предоставилась этой модели в связи с боевыми действиями.

«Иракский фактор» - не единственный, определивший ситуацию на рынке. Проблемы у автопроизводителей начались еще в 2000 г., когда стало ясно, что бум 90-х закончился. GM уже тогда принял стратегический план развития до 2005 г., предполагавший сокращение ряда производств, экономию фонда зарплаты и т.д. Многие автогиганты сделали упор на развивающиеся рынки, такие как китайский, индийский и бразильский. В последнее время к этим направлениям стала добавляться и Россия. Группа Renault, например, отметила «устойчивый 10%-й рост российского рынка, что является очень хорошим показателем», и реанимировала свой проект на «Автофрамосе», заглохший было в 1999 г. Ford построил завод во Всеволожске, GM постепенно осваивает выпуск “Нивы-Шевроле”. Присматривается к РФ даже Volkswagen, махнувший было рукой на рынок, где «имеются перспективы лишь для машины ценой до 10 тыс. долл.».

Впрочем, интерес к РФ еще долгие годы останется второ- или даже третьестепенным. Потребности нашего рынка в новых машинах ценой свыше 10 тыс. долл. оцениваются на ближайшие годы в 150, максимум 200 тыс. единиц в год, что совсем немного по сравнению с показателями США и ЕС, поглощающих миллионы, и Китая, жители которого к 2006 г. должны покупать в год не менее 1,5 млн автомобилей. Поэтому у отечественных производителей сохраняется возможность по-прежнему лидировать в списке предпочтений российских автолюбителей, свыше 80% которых и в ближайшем будущем не осилят затрат более 8 тыс. долл. (впрочем, к этой ценовой нише относятся и подержанные иномарки). Правда, пока этими возможностями отечественные производители пользуются слабо: в первом квартале «ГАЗ» выпустил всего несколько сотен «Волг» (и то предназначенных для Ирака). Падение производства на «АвтоВАЗе» составило 24,8% по сравнению с первыми тремя месяцами 2002 г., но это следствие не мировой конъюнктуры, а особых российских процессов (прилива подержанных иномарок в первые 9 месяцев 2002 г. в частности). Но эти процессы уже пошли в обратном направлении, т.к. у потребителей после поднятия пошлин на импортный четырехколесный «сэконд-хенд» относительно мало альтернатив нашим дешевым машинам. В будущем, возможно, иностранные производители такую альтернативу все-таки создадут, если развитые рынки по-прежнему будут тормозить в росте, а прибыли «на китайском направлении» (сейчас очень большие) сократятся. К тому же время от времени у перспективных рынков возникают непредвиденные проблемы. Так, очень большие инвестиции многие мировые автогиганты направили в Бразилию, экономика которой в прошлом году «перегрелась», и ввиду неопределенности и падения доходов части населения спрос на машины там стал падать. В целом подобные трудности почти «катастрофического» характера, о чем говорил глава Citroen, могут временно возникать и в благополучных странах. Хотя, конечно, лишь до определенногопредела - война в Ираке пугает потребителей своими возможными последствиями, но только до поры до времени.
Комментарии