branding imagebranding image
Autonews
Новости
Подписаться на Telegram-канал

RBC Daily: Россияне начали покупать более дорогие иномарки

-----
В прошлом году рост доходов позволил россиянам покупать больше новых и подержанных иномарок. В этом году спрос на автомобили иностранного производства вырастет еще сильней

Вчера ГТК подвел итоги ввоза новых и подержанных иномарок в 2002 году. Свежие данные таможни опровергают расхожее мнение о том, что в Россию везут старье, которое конкурирует с новыми российскими машинами. Оказалось, что в основном пригоняют машины, которые обходятся дороже российских «Жигулей» и «Волг». Причем наиболее старые и дешевые иномарки ввозят на Дальнем Востоке, где российские машины почти не пользуются спросом. В западных же областях в прошлом году покупатели выбирали подержанные автомобили, которые стоят дороже новых ВАЗовских моделей. Опрошенные RBC daily участники рынка объясняют высокий спрос отнюдь не повышением пошлин (якобы накануне их повышения в октябре прошлого года все скупали иномарки), а общим ростом доходов населения. Рост благосостояния привел к тому, что в прошлом году люди стали активно покупать машины стоимостью 5-10 тысяч долларов. В 2003 году эта тенденция только усилится.

За 2002 год в Россию ввезли 628 977 легковых автомобилей. Из них 126 тысяч – это новые машины, а 502 тысячи – старше трех лет. «Более половины новых автомобилей (57,6 %) было ввезено через Центральное таможенное управление (таможни в центральных областях России. – RBC daily), чуть менее четверти через северо-западные таможни. Остальные машины ввозились на Дальний Восток. Машин старше трех лет больше всего завозили на востоке страны – почти 50% «сэконд-хэнда» пришло из Японии», - заявил RBC daily представитель ГТК. Львиная доля подержанных машин ввезена частными лицами для себя или с целью перепродажи. Наиболее старые автомобили импортировали на Дальний Восток, в прошлом году там осела почти половина иномарок старше семи лет, которые теперь ввозить в Россию невыгодно. В центральных же областях основной объем импорта пришелся на автомобили 1996-98 года выпуска.

Продавцы иномарок объясняюттакое различие в региональной структуре импорта разным уровнем доходов населения на востоке и западе страны. На рынке во Владивостоке пяти-семилетние машины из Японии стоят 4-6 тысяч долларов. Большинство покупателей просто не могут платить больше, поэтому трехлетние автомобили на Дальний Восток ввозить невыгодно. В европейской части страны семилетняя иномарка из Германии обойдется с учетом таможенных пошлин не менее чем в 6 тысяч долларов. «Купить хороший исправный автомобиль за эти деньги сложно. Покупатели в Москве и Санкт-Петербурге, как правило, ищут что-то «посвежее» и подороже. Если вы посмотрите на те подержанные машины, которые предлагают к продаже дилеры «Автомира» и «Инкома», то это будут трех-пятилетние машины, которые редко стоят дешевле 8 тысяч долларов», - сказал RBC daily представитель дилера Audi, продающий подержанные автомобили. С тем, что именно такие машины пользуются набольшим спросом, согласны и аналитики по автомобильному рынку. В частности, Елена Сахнова, аналитик ИГ UFG, утверждает, что в этом году 40% проданных машин будет стоить от пяти до десяти тысяч долларов. За эти деньги люди чаще всего покупают новые ВАЗы и иномарки.

В 2002 году реальные доходы населения выросли на 8,8% процентов относительно 2001 года. А на различные покупки, в том числе и автомобили, граждане потратили на 7% больше средств, чем двумя годами ранее. Аналитики ждут повышения покупательной активности и в этом году, из-за продолжающегося роста заработной платы. Кроме того, рубль укрепляется относительно доллара, а значит, импорт станет доступней. В автобизнесе от этого больше всех выиграют продавцы американских, японских и корейских автомобилей, ценники на которые установлены в дешевеющих долларах. Между тем сейчас такой период, когда автовладельцы меняют машины, купленные перед кризисом 1998 года или сразу после него. «Люди накопили денег, продали прежний транспорт и пошли на рынок за новой машиной. Только этим можно объяснить наблюдаемый сейчас рост ввоза иномарок из-за рубежа. Рост пошлин на старые автомобили сыграл свою роль, но лишь на Дальнем Востоке», - утверждает продавец подержанных Audi. Выбирая машину, покупатели ориентировались не на грядущие ограничения автоимпорта, а на собственные сбережения и предпочтения.

Продавцы делят российских покупателей на три группы. В первую входят люди, которые не готовы или не могут заплатить за машину больше пяти тысяч долларов. В прошлом году они потратили на машины около 3 млрд долларов. Это покупатели отечественных машин. Вторая группа покупателей – те самые 40% готовых выложить от пяти до десяти тысяч долларов – тратит на покупку автомобиля более девяти млрд долларов в год. В их числе около 25 тысяч человек, которые купили в 2002 году новую «бюджетную» иномарку. Третья прослойка это люди способные купить автомобиль стоимостью более 10 тысяч долларов. Сюда входит и 100 тысяч покупателей новых импортных машин и те, кто купил в прошлом году 50 тысяч подержанных иномарок представительского класса – в основном это BMW, Mercedes-Benz, Audi и Toyota (внедорожники). По разным оценкам, «третья группа» оставила на авторынках и в автосалонах от 3 до 6 млрд долларов.

Ожидается, что в этом году люди из второй и третьей групп продолжат покупать иномарки. Дилеры прогнозируют повторение ситуации 2002 года. «На мой взгляд, рынок подержанных машин из-за рубежа стабилизируется на уровне прошлого года, а основной рост продаж придется на новые иномарки. Это связано с развитием кредитования и увеличением доходов населения: с одной стороны, эта услуга становится все популярней, а с другой – все больше людей зарабатывают столько, что могут взять кредит», - считает продавец подержанных Audi. Для того чтобы купить новую машину в кредит, покупатель должен внести 30% ее стоимости - от двух до пяти тысяч долларов. «Средняя сумма кредита у нас в Москве составляет 12,8 тысяч долларов, в Санкт-Петербурге – 7,8 тысяч долларов. Больше половины машин, приобретаемых в кредит, – это гольф-класс», - сказалRBC daily Александр Колошенко, директор управления по обслуживанию физических лиц «Райффайзенбанка». По его словам, дилеры, которые серьезно подошли к организации кредитования, уже сегодня продают «в долг» 20-40% машин, а к концу этого года они будут сбывать таким образом каждый второй автомобиль.