Autonews
RBC Daily: Генпрокуратура обвиняет руководство АвтоВАЗа в хищениях
Новости 3 марта 2003
Новости 3 марта 2003
RBC Daily: Генпрокуратура обвиняет руководство АвтоВАЗа в хищениях
-----
Генеральная прокуратура всерьез взялась за проверку АвтоВАЗа. Следственная группа намерена провести на заводе пару лет и положить конец «гангстерской» славе Тольятти. Иначе заводу никогда не найти стратегического партнера за рубежом

Генеральная прокуратура подозревает руководство АвтоВАЗа в причастности к хищениям запчастей и денег с завода. Об этом заявил на прошлой неделе в Самаре заместитель генпрокурора России Владимир Колесников, возглавляющий следственную группу Генпрокуратуры, работающую на АвтоВАЗе. «Помимо трех дел о хищениях автомобилей (дело Березовского, Патрикацишвили и Дубова) мы приступаем к расследованию еще восьми дел о воровстве запчастей и товарных автомобилей с ВАЗа», - сказал Колесников. В делах в качестве обвиняемых фигурируют руководители завода.

По данным Генпрокуратуры, ежегодно с завода похищается 1 млрд рублей (чуть больше 30 млн. долларов). Такую же сумму называет генеральный директор завода Виталий Вильчик. Однако, по результатам аудиторских проверок, говорят аналитики, размер хищений составляет гораздо большую сумму. В частности, в аналитическом отчете компании «Русские инвесторы» приводится цифра в 200 млн. долларов в год.

Следственная бригада под руководством Владимира Колесникова работает в Самарской области с августа 2002 года. Тогда Генпрокуратура направила в область своих людей «для оказания помощи местным следственным органам» в расследовании дела о хищении с завода 2033 автомобилей, обвиняемым по которому проходит беглый олигарх Борис Березовский. Меньше чем через месяц Колесников отрапортовал о возбуждении более двадцати уголовных дел (следственная группа расследовала не только дела, связанные с АвтоВАЗом). В частности, был вскрыт механизм хищений на Волжском автозаводе. Как выяснилось, хищениями запчастей и готовых автомобилей занимались сами сотрудники завода, вывозя похищенное контейнерами через КПП по пропускам на проезд без досмотра. По словам Колесникова, эти пропуска были изъяты. Они не были поддельными: пропуска выписывались сотрудниками завода, наделенными соответствующими полномочиями.

В воровстве запчастей и готовых автомобилей замешаны, судя по всему, очень многие работники завода. Как рассказал RBC daily один из бывшихвазовцев, теоретически это может происходить вполне традиционным способом -- по ночам. «Возможно, на заводе существуют специальные бригады, занимающиеся воровством. Люди, состоящие в них, официально оформлены рабочими на конвейере, но выполняют совершенно другую работу. По ночам они выходят в отстойники и выкручивают у готовых автомобилей запчасти, которые потом грузятся в контейнеры и без досмотра проезжают через проходные. Сотрудники бригады могут получать за эту работу дополнительную зарплату, которая в 3-4 раза превышает основную», - говорит бывший сотрудник АвтоВАЗа. То же самое может в теории происходить и с готовыми автомобилями. По словам собеседника RBC Daily, специальные бригады по ночам могут выходить к конвейеру, на котором остаются недоделанные автомобили, доводить их на месте и продавать налево. «За каждый украденный автомобиль бригада может получать порядка 5 тысяч рублей», - рассказывает собеседник RBC daily.

Владимир Колесников заявил, что подозревает в хищении запчастей одного из заместителей генерального директора завода, который, по данным Генпрокуратуры, занимается деятельностью, «противоречащей его служебным обязанностям». В частности, прокуратуре удалось установить причастность сына этого заместителя к продаже запчастей по заниженной цене. Впрочем, один заместитель – это капля в море вазовских хищений. По многочисленным сообщениям СМИ известно, что в цену каждого автомобиля, сходящего с конвейера автозавода, уже включено все: от отката бандитам до процента на личные счета в оффшоре. Если убрать эту накрутку, «Жигули», возможно, будут стоить раза в два дешевле.

Большой «навар», как сообщали СМИ, делается также на поставках комплектующих. На АвтоВАЗе, согласно данной информации, существует практика «аварийной» поставки запчастей. Примерно раз в месяц на заводе создается ситуация угрозы остановки конвейера из-за нехватки комплектующих. Дабы предотвратить остановку, принимается решение срочно доставить комплектующиесамолетом. Фрахтуется самолет, на что по бумагам уходит 20-30 млн. рублей. История с аварийным фрахтом не выглядела бы столь странной, если бы у АвтоВАЗа не было своих самолетов. Подобных схем на заводе существует десятки. Одно из самых знаменитых дел – дело Березовского, якобы укравшего через «ЛогоВАЗ» автомобилей на 60 млрд. неденоминированных рублей (то есть порядка 12 млн долларов). Однако, по сравнению с обсуждаемым возможным масштабом хищений, это просто мизерная сумма.

Прикрытием системе воровства служит крайняя закрытость завода. Попасть на него постороннему человеку практически невозможно. Более того, купить автомобили непосредственно на ВАЗе могут, по сообщениям местной прессы, только проверенные долгими годами сотрудничества с организованными преступными группировками (ОПГ) города Тольятти дилеры. Об этом в свое время заявляли и правоохранительные органы Самары. Именно бандиты якобы помогают получить автомобили нужных коммерсанту цветов и комплектаций. За такую любовь и расположение местных ОПГ приходится платить. Но овчинка стоит выделки. Дилеры, получающие доступ к ворованным запчастям и автомобилям, очень быстро делают огромные состояния. Неудивительно, что Генпрокуратура намерена сейчас проверить абсолютно всех дилеров. «Мы хотим изучить, как люди в течение месяца становились миллиардерами, за счет чего», - заявил Владимир Колесников. Поравда, времени на это Генпрокуратуре потребуется очень много. Колесников уже заявил, что масштаб вскрытых нарушений настолько велик, что следственная группа проведет в Самарской области не меньше двух-трех лет.

За эти годы следственной группе предстоит разобраться не только с хищениями. Город Тольятти, в котором расположен автозавод, производящий «Жигуленки», называют «гангстерской столицей России». По оценкам оперативников, с 1992 по 2002 год в бандитских разборках вокруг АвтоВАЗа убито более 500 человек. На тольяттинском кладбище существует даже «Аллея героев» – длинный ряд могил, в которых покоятся жертвы автовазовских войн.

Разворошить гангстреское гнездо государству необходимо с крайне практичной целью –вывести завод с помощью западного партнера из «стратегического тупика», в котором оказалось в последние годы тольяттинское предприятие. По сообщениям прессы, Fiat в свое время отказался от сотрудничества с ВАЗом именно из-за большой криминализованности завода (тогда представители ОПГ в открытую разгуливали по цехам). Но правоохранительные органы провели операцию с гордым названием «Циклон» и выбили бандитов с территории завода. После этого ОПГ, как следует из сообщений СМИ, окопались за территорией, продолжая, правда, контролировать деятельность АвтоВАЗа. Сейчас идут переговоры с General Motors, но они тоже по непонятным причинам затягиваются. Похоже, что пока имя АвтоВАЗ столь тесно ассоциируется с криминальным миром, найти стратегического партнера заводу будет крайне трудно.
Комментарии