Autonews
Новости

RBC Daily: Проверка качества бензина обернется переделом рынка

-----
Автосервисы
Autonews
Искать больше не нужно.
Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис
Правительство решило тщательно проверить качество бензина, продаваемого на АЗС по всей России. В результате, мелкие участники рынка, которые чаще всего используют некондиционный бензин, благополучно оставят этот бизнес

Начало недели преподнесло сюрприз владельцам автозаправочных станций: к ним грозится приехать ревизор в лице Министерства внутренних дел и Госторгинспекции. Эти ведомства во вторник приступили к операции, которую в народе уже успели окрестить «Чистый бензин». Основная цель проверяющих - выявить АЗС, на которых систематически не доливают топливо, продают низкокачественный бензин, фальсифицированные моторные масла, а также осуществляют торговлю без соответствующих сертификатов и лицензий. Только за первый день операции было проверено около 500 автозаправочных станций, на многих из которых обнаружены те или иные нарушения. Проверки будут продолжаться более четырех месяцев. Сколько «полетит голов» торговцев, пока никто гадать не берется, однако эксперты считают, что рынок лишится многих мелких участников, которые чаще всего и продают «левое» топливо для минимизации своих издержек.

По данным экспертов, около половины проб, взятых на российских АЗС не соответствуют принятым стандартам. Больше всего нареканий к 95-му бензину, который зачастую получают с помощью присадок из топлива 92-й марки. Самое распространенное нарушение продавцов – это разбавление бензина более дешевым топливом. Однако нередко на АЗС бензин поступает от производителя уже «соответствующей кондиции». В основном его вырабатывают на подпольных мини-заводах кустарным способом, например, в Чечне или Татарстане, качество его в этом случае не выдерживает никакой критики. «Наши автомобили, конечно, могут работать на топливе практически любого качества, - сказал RBC Daily сотрудник крупного московского техцентра. - Иномаркам же приходится очень туго, движки долго не выдерживают, выходят из строя свечи, системы подачи топлива».

Как сообщил RBC Daily депутат Госдумы из фракции «Единство» нынешние проверки «спровоцированы» вовсе не заботой о машинах автовладельцев, а направлены на «оздоровление» рынка. «Государство и раньше проверяло качество бензина, - сказал парламентарий. - Например, на столичных АЗС этим занималась транспортной инспекция. Привлечение к проверкам МВД говорит о том, что основная цель акции - проверка юридической базы работы станций: наличие сертификатов качества товара, прав на розничную торговлю. Нейтрализация недобросовестных продавцов позволит лишить поставщиков «левого» бензина основного рынка сбыта, в первую очередь, в крупных городах, например, в Москве». Действительно, по данным пресс службы Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД, в столице будут проверены все без исключения автозаправочные станции.

Если при проведении предварительного анализа проверяющие усомнятся в качестве продаваемого топлива, АЗС придется на время прекратить свою работу. «Если проверки проводятся совместно с Госторгинспекцией, то на время разбирательств деятельность АЗС приостанавливается, - сказали RBC Daily в пресс–службы Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД». «Разбирательства» обещают быть объективными. После предварительного анализа на АЗС, берутся еще две пробы. Если тест первой показывает обоснованность претензий проверяющих, тестируется вторая проба. И только на основании этих данных к руководству неблагонадежной автозаправки могут быть применены административные санкции. По действующему законодательству, должностное лицо может быть оштрафовано на 10-20 МРОТ, юридическое лицо на 100-200 МРОТ.

Конечно, напугать штрафом в 10 тысяч рублей владельца АЗС нельзя, однако приостановки работы всерьез опасаются многие: никто не хочет дать форы конкурентам. Похоже, что за информацию о грядущих посещениях контролеров, владельцы автозаправок были готовы заплатить любые деньги. Неудивительно, что данные о грядущих шмонах, как ни шифровали ее силовики, попала к некоторым из них раньше, чем к журналистам. «Не стоит поднимать шумихи вокруг этих проверок. Так мы сорвем показатель работы оперативного состава. Проверки только начались, а нашим сотрудникам, при контрольных закупках уже стали не то что наливать положенный объем бензина, а даже переливать лишнего» - сказали RBC Daily в пресс–службы Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД.

У мелких участников рынка положение самое плачевное, поскольку «отмазаться» от претензий проверяющих им тяжелее всего: ресурсов может не хватить. Сейчас на долю мелких предпринимателей, владеющих от одной до пяти АЗС, приходится около трети всего рынка, однако уже в скором будущем эта доля может сильно сократиться, считают в Московской топливной ассоциации (МТА). Во-первых, силы «мелочи» и так ослаблены после перенесения уплаты акцизов с производителей топлива на продавцов. Сергей Борисов, президент МТА уверен, что увеличение объемов оборотных средств для выплаты акцизов значительно ослабило конкурентоспособность представителей мелкого и среднего топливного бизнеса по сравнению с крупными игроками рынка, у которых в сложившейся ситуации рано или поздно возникнет хороший шанс поглотить слабых конкурентов. Понятно, что новое «стихийное бедствие» - проверка МВД и Госторгинспекции, при соответствующей заинтересованности воротил бензинового рынка в освобождении ниши, шансов на выживание «мелким» не добавит.

Интересно, что «крупняк» уже тщательно следит за качеством своего бензина. «В последнее время ситуация с качеством бензина в России сама стала постепенно улучшаться, - сказал RBC Daily Григорий Сергиенко, исполнительный директор Российского топливного союза. - Конкуренция настолько высока, что крупные производители, обеспокоенные имиджем своей продукции, стараются всеми возможными способами контролировать качество продаваемого топлива. Например ТНК даже приобрело специальную установку для экспресс-проверки, которая, кстати, может быть использована в сегодняшних рейдах МВД. Также крупные поставщики специально заключают договора с независимыми реализаторами, которые боятся потерять крупного солидного поставщика, поэтому вряд ли станут «портить» его бензин. В это же время недобросовестные торговцы теряют клиентов, что вынуждает их уходить с рынка. Это естественным образом нормализует ситуацию. Уже в ближайшие годы государственная система контроля на этом рынке должна отмереть».