branding imagebranding image
Autonews
Новости <a href="http://rbc.ru">Аналитический отдел РИА "РосБизнесКонсалтинг"</a>
Подписаться на Telegram-канал

Автогиганты обустраиваются вокруг России

-----
Автогиганты обустраиваются вокруг России
Ведущие мировые производители автомобилей намерены усилить свое присутствие на восточноевропейском рынке. Наблюдатели говорят о том, что такие всемирно известные фирмы как PSA Peugeot Citroen или Hyundai Motor Corp. в 2003 г. начнут возведение плацдарма в Восточной Европе. Но хотя Россия претендует на принадлежность к восточной части Старого Света, стратегии автогигантов строятся все же в расчете не на потенциально емкий, но реально недружественный российский авторынок.

Французская Peugeot объявила о намерении инвестировать 700 млн евро (около 705 млн долл. по текущему курсу) в строительство автозавода в одой из бывших социалистических стран. Свой выбор компания сделает в начале следующего года, но хотя отраслевые аналитики затрудняются предсказать, какое восточноевропейское государство окажется победителем, в одном они уверены точно. Завод производительностью 300 тыс. автомобилей в год не будет строиться на российской земле.

Комментаторы полагают, что французский автопроизводитель остановится на одной из стран-кандидатов в члены Европейского Союза. В середине 2004 г. к Объединенной Европе присоединятся три бывших советских республики, два государства, некогда входивших в соцлагерь и еще три страны, возникших на развалинах некогда процветавших строителей социализма. Польша, Чешская Республика, Словакия, Венгрия, Словения, а также Литва, Латвия и Эстония получили формальное приглашение войти в Евросоюз. Для европейских компаний это означает появление 75 млн потенциальных потребителей.

Немудрено, что производители автомобилей стремятся застолбить участки. Макроэкономические показатели будущих членов Евросоюза радуют глаз аналитиков. Как ожидается, экономика этих стран в будущем году вырастет в среднем на 3,8%. Таков, во всяком случае, прогноз Еврокомиссии. «Старые» члены ЕС покажут экономический рост лишь на 1,8% в 2003 г.

Кроме того, инфляция в восточноевропейских странах находится на вполне приемлемом уровне. Лишь в Словении и Венгрии она превышает установленный Евросоюзом потолок, составляя 6,7% и 4,7% в год соответственно. Впрочем, у отстающих есть еще время на исправление ситуации.

Собственно говоря, одного лишь сопоставления макроэкономических данных достаточно для того, чтобы понять, почему выбор делается не в пользу России. В нашей стране темпы роста ВВП в ближайшие годы будут составлять 3,5–4,0% при инфляции в размере 10–14% годовых. К тому же восточноевропейские страны демонстрируют неплохую динамику потребительских доходов и роста розничного товарооборота. Так, зарплата в Венгрии вырастет на 19% в текущем году, а расходы потребителей увеличатся на 9,4%, в Чехии эти цифры составят 7% и 5,6% соответственно. В России реальные располагаемые доходы населения могут вырасти на 5,0–6,0%, а оборот розницы – на 9,5–10,0%.

При этом по абсолютной величине показатели уровня жизни несопоставимы. В восточноевропейских странах средняя зарплата составляет около 600 долл. в месяц, в России – вчетверо ниже. По прогнозам экспертов, при сохранении сложившихся тенденций, зарплаты в Восточной Европе достигнут среднего для ЕС уровня к 2020 г., а в нашей стране к этому времени оплата труда поднимется лишь до показателей бывшего Советского Союза, увы, невысоких.

Впрочем, можно надеяться, что приближение автопроизводителей к границам России обернется благом и для россиян. Во всяком случае, «Peugeot» восточноевропейской сборки может оказаться дешевле не только французских, но и турецких собратьев. Ведь в борьбе за привлечение крупного иностранного инвестора правительства бывших соцстран готовы предоставить автогиганту немалые налоговые льготы.