В ближайшее время автовладельцев ждут неприятные сюрпризы. Федеральным законом от 24 июля 2002 года №110-ФЗ часть вторая Налогового кодекса РФ дополнена новой главой 28 "Транспортный налог". Данный налог заменит собой налог с владельцев транспортных средств. По сравнению с ныне действующими ставки нового налога увеличены в разы. Налог вводится в действие с 1 января 2003 года.
Транспортный налог, вводимый Налоговым кодексом РФ, отнесен к региональным налогам и сборам. Это означает, что он обязателен к уплате только на территории того субъекта РФ, где принятым законом введен в действие. В соответствии с Налоговым кодексом федеральные законы, устанавливающие новые налоги, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Следовательно, для правомерности взимания транспортного налога в 2003 году закон субъекта РФ, определяющий порядок налогообложения, должен быть принят и официально опубликован не позднее 30 ноября с.г.
Согласно статье 357 новой главы Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, на имя которых зарегистрированы транспортные средства, относящиеся к объектам налогообложения. Предусмотрено, что по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до 30 июля с.г. (даты официального опубликования выше названного Закона), налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.
Статья 358 определяет объект налогообложения. Таким объектом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы, а также самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, катера, мотосани, мотолодки и другие водные и воздушные транспортные средства. Не являются объектом налогообложения автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 квт), полученные через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке, весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л.с., тракторы, самоходные комбайны и др.
Статья 361 содержит размеры налоговых ставок. В рамках одного объекта налогообложения (автомобили и т.п.) ставки варьируются в зависимости от мощности. Причем по сравнению с ныне действующими ставки нового налога увеличены в разы. Так, например, статья 6 Закона РФ "О дорожных фондах" (указанная статья данного Закона утрачивает силу с 1 января 2003 года) предусматривала взимание налога с владельцев транспортных средств в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. по ставке 50 копеек, а свыше 100 л.с. - 1 руб.30 коп. Новой же главой 28 Налогового кодекса ставки в отношении указанных автомобилей предусмотрены соответственно в размере 5 и 7 рублей. На легковые автомобили от 150 до 200 л.с. ставка налога составит 10 рублей, от 200 до 250 л.с. - 15 рублей, свыше 250 л.с. - 30 рублей с каждой лошадиной силы. В то же время следует иметь в виду, что указанные ставки могут быть увеличены законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз.
Статьей 362 предусмотрено, что порядок исчисления транспортного налога различен для налогоплательщиков - юридических и физических лиц. Организации будут исчислять сумму налога самостоятельно. Сумма же налога, подлежащего уплате физическими лицами, должна исчисляться налоговыми органами на основании сведений, полученных от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств. О подлежащей уплате сумме налога граждане узнают из налогового уведомления, присланного налоговым органом в срок не позднее 1 июня года налогового периода.
В заключение скажем, что новой главой Налогового кодекса РФ не установлены льготы по уплате транспортного налога. Однако предусмотрено, что такие льготы могут быть установлены законами субъектов РФ.
Транспортный налог, вводимый Налоговым кодексом РФ, отнесен к региональным налогам и сборам. Это означает, что он обязателен к уплате только на территории того субъекта РФ, где принятым законом введен в действие. В соответствии с Налоговым кодексом федеральные законы, устанавливающие новые налоги, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Следовательно, для правомерности взимания транспортного налога в 2003 году закон субъекта РФ, определяющий порядок налогообложения, должен быть принят и официально опубликован не позднее 30 ноября с.г.
Согласно статье 357 новой главы Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, на имя которых зарегистрированы транспортные средства, относящиеся к объектам налогообложения. Предусмотрено, что по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до 30 июля с.г. (даты официального опубликования выше названного Закона), налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.
Статья 358 определяет объект налогообложения. Таким объектом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы, а также самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, катера, мотосани, мотолодки и другие водные и воздушные транспортные средства. Не являются объектом налогообложения автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 квт), полученные через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке, весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л.с., тракторы, самоходные комбайны и др.
Статья 361 содержит размеры налоговых ставок. В рамках одного объекта налогообложения (автомобили и т.п.) ставки варьируются в зависимости от мощности. Причем по сравнению с ныне действующими ставки нового налога увеличены в разы. Так, например, статья 6 Закона РФ "О дорожных фондах" (указанная статья данного Закона утрачивает силу с 1 января 2003 года) предусматривала взимание налога с владельцев транспортных средств в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. по ставке 50 копеек, а свыше 100 л.с. - 1 руб.30 коп. Новой же главой 28 Налогового кодекса ставки в отношении указанных автомобилей предусмотрены соответственно в размере 5 и 7 рублей. На легковые автомобили от 150 до 200 л.с. ставка налога составит 10 рублей, от 200 до 250 л.с. - 15 рублей, свыше 250 л.с. - 30 рублей с каждой лошадиной силы. В то же время следует иметь в виду, что указанные ставки могут быть увеличены законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз.
Статьей 362 предусмотрено, что порядок исчисления транспортного налога различен для налогоплательщиков - юридических и физических лиц. Организации будут исчислять сумму налога самостоятельно. Сумма же налога, подлежащего уплате физическими лицами, должна исчисляться налоговыми органами на основании сведений, полученных от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств. О подлежащей уплате сумме налога граждане узнают из налогового уведомления, присланного налоговым органом в срок не позднее 1 июня года налогового периода.
В заключение скажем, что новой главой Налогового кодекса РФ не установлены льготы по уплате транспортного налога. Однако предусмотрено, что такие льготы могут быть установлены законами субъектов РФ.