branding imagebranding image
Autonews
Новости <a href="http://www.rbc.ru/komment/komment.shtml>Аналитический отдел РИА "РосБизнесКонсалтинг"</a>
Подписаться на Telegram-канал

Иномарки подорожают в сезон отпусков

-----
С середины года в России планируется ввести "очень высокие" пошлины на иномарки старше семи лет. Об этом заявил министр промышленности и науки РФ Илья Клебанов. По его словам, такое принципиальное решение было принято в прошедший четверг на заседании правительства.

Сказанное бывшим вице-премьером несколько приоткрывает завесу тайны, покрывавшую обсуждение автомобильной темы на последнем заседании кабинета министров. До сих пор главным ньюсмейкером этого события был лишь нижегородский губернатор Геннадий Ходырев, а "официальные источники" помалкивали. Что, в общем, было объяснимо. С июня прошлого года, когда в Кремле собирался "круглый стол" по проблемам автопрома под председательством Владимира Путина, официальные лица правительства давали множество комментариев на тему, когда и на сколько процентов будут увеличены сборы на иномарки такого-то возраста и такого-то объема двигателя. Между тем, несмотря на одобрение правительственной комиссией по защитным мерам конкретного варианта соответствующего постановления, он так и не был подписан премьером Михаилом Касьяновым, сославшимся на необходимость "еще раз подсчитать" все плюсы и минусы. Каждый новый комментарий правительственных чиновников поднимал панические настроения у автолюбителей, боявшихся, что пошлины на иномарки вот-вот повысят и купить подержанную импортную машины станет очень накладно. В результате в прошлом году количество ввезенных "из-за бугра" в Россию автомобилей выросло почти в три раза. Причем не только подержанных, но и новых, хотя над ними угрозы сильного подорожания вроде бы и не висело. Таким образом, отечественный автопром и его лобби в правительстве пока что добились результата, обратного желаемому. Конкуренция с "их" машинами не уменьшилась, а возросла (особенно это было заметно осенью, когда склады многих ВАЗовских дилеров оказались затоварены из-за резкого падения спроса). И все-таки автопром оказался настроен решительно и начатое дело намерен довести до конца.

Официальную причину новой таможенной политики в который раз опять изложил Клебанов. Дескать, практически все страны, окружающие ЕС, запретили ввоз таких машин в связи с тем, что с 1 января 2006 г. эксплуатация их "на родине" запрещается и они подлежат либо утилизации, либо "депортации". Экс-вице-премьер мог бы добавить, что некоторые из указанных стран, например Словакия и Украина, побежали впереди "экологического прогресса" и практически запретили к ввозу даже иномарки шестилетнего возраста. Что касается юго-западного соседа, то с ним ситуация понятна: он связан жесткими обязательствами по ограничению конкуренции, данными им Daewoo, а также другими иностранным инвесторам, "приклеившимися" к Запорожскому автозаводу (объявлено, что там будут выпускать даже "Мерседесы" Е-класса, правда, всего тысячу штук в год). С завистью глядя на опыт братьев-славян, отечественные автолоббисты также попытались провести через правительство огромные пошлины уже на машины старше пяти лет, но этот номер пока не прошел. Пока - поскольку правительственное постановление еще дорабатывается. Представители автопрома настаивают на решительных таможенных мерах в первую очередь потому, что "отрасль, в которой трудится пять миллионов человек" и переживающая нелегкие времена, может, мол, просто разориться, если поток дешевых и запрещенных к эксплуатации в Европе машин хлынет через российскую границу. "Возрастные" иномарки и так были нелюбимы российским автопроизводителем за их высокую конкурентоспособность с "Жигулями" и "Москвичами". И не раз пытались применить против них драконовские меры: еще в 1992 г. первым распоряжением правительство Черномырдина попыталось запретить ввоз иномарок с правым рулем (основной товар на Дальнем Востоке).

Теперь, похоже, за "чужой автохлам" возьмутся серьезно. Предполагается, что за старые иномарки объемом более 2,5 л придется раскошеливаться по 3 евро за "кубик", что практически повышает цену такого автомобиля до стоимости почти нового. При таком раскладе их вряд ли будет кто-нибудь вообще ввозить в Россию, во всяком случае официальными путями. В результате возрастет число разного рода "серых" схем, и таможенные поступления могут резко упасть. Именно это обстоятельство и заставляло российского премьер-министра не торопиться одобрять новые тарифы. Только давление автопрома все-таки сказалось, и, видимо, радужные надежды на расцвет отрасли и ее налоговую отдачу перевесили мнение прагматиков. На риторический вопрос Касьянова: "Если другие страны могут, почему мы не можем?" - был дан ответ: да, можем делать качественные современные конкурентоспособные автомобили. Но от слов до дела - дистанция огромного размера. До сих пор у отечественного товара был один плюс - дешевизна. С перспективой увеличения сборов за иномарки и этот плюс может испариться, так как очевидно, что за "ихними" машинами подрастут в цене и наши. Причем ожидания насчет качества и современности пока не очень оправдываются: ВАЗовские новинки "Калина" и "Шевроле-Нива" пойдут на поток пока только в далекой перспективе, а остальные производители об обновлении модельного ряда (легкового, во всяком случае) и не думают, больше заботясь о выживании. Так что в будущее российского автопрома остается только верить.