С 1 июля в России запрещена продажа автомобильного бензина классом ниже «Евро-5». Аналогичный запрет для дизтоплива действует с января, но на производстве бензина нефтеперерабатывающие заводы воспользовались отсрочкой, которую им предоставило правительство. Причиной задержки в Минэнерго называли отставание в темпах модернизации НПЗ под выпуск бензина Евро-5.
Отсрочку по бензину до 1 июля нефтеперерабатывающие заводы получили после того, как заявили об отставании от графика модернизации и возможном возникновении дефицита топлива Евро-5. Летом прошлого года Минэнерго предложило продлить выпуск бензина Евро-4, и эту идею поддержали в ФАС, опасаясь возможного роста цен. Исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко объяснил, что в правительстве учли тяжелую экономическую ситуацию и ограничения кредитных ресурсов. «По оценкам экспертов рынку не хватило бы 4 млн тонн топлива. Из 27 запланированных установок, которые должны были быть модернизированы, к сроку были сделаны только 11. Поэтому сроки были перенесены», – говорит эксперт. Кроме того, Сергиенко сетует на снижение экономической активности, в результате чего спрос на топливо снизился.
Введение новых правил не сильно повлияло на цены – топливо хоть и продолжает дорожать, но темпы роста цен даже немного снижаются. По данным аналитического центра «Кортес», средняя цена бензина Аи-92 за неделю выросла на 9 коп. и составила 34,99 руб. за литр, а с начала года этот бензин подорожал на 91 коп., то есть на 2,7%. Бензин марки Аи-95 за неделю прибавил 11 коп., а с начала года – 99 коп., и продается в среднем за 37,88 руб. за литр.
Такой рост цен на топливо эксперты связывают не с переходом на Евро-5, а с новыми акцизами. В 2016 г. правительство уже дважды повышало акцизы на бензин и дизтопливо, уточняет коммерческий директор ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев: «С 1 января сбор за тонну бензина Евро-5 уже вырос на 36%, до 7530 руб. – примерно до 5,6 руб. за литр, а на Евро-4 — на 44%, до 10 500 руб. за тонну. В апреле акцизный сбор вырос еще на 2 руб. за литр бензина».
Григорий Сергиенко согласен с тем, что для полного перехода на Евро-5 нефтяным компаниям понадобились вложения, но уверен, что на цены это не повлияло. «Стоимость топлива растет не оттого, что мы перешли на пятый класс. Да, нефтяники вложились в модернизацию МПЗ, но она отбивается за счет того, что акциз меньше. Цены растут из-за общего повышения акцизов 1 января и 1 апреля», – поясняет эксперт.
По прогнозам аналитической компании VYGON Consulting, среднегодовое потребление бензина в России в 2016-2017 гг. уменьшится на 3,9%, но загрузка заводов останется на прежнем уровне, считают эксперты. «Загрузка не снижается, поскольку остается и выпуск топлива Евро-4. Но это топливо предназначается для внешних рынков, в частности, для Средней Азии», – отмечает аналитик Марк Гойхман.
Согласен с ним и Илья Телятников: «Компаниям не запрещено продавать бензин других стандартов для других рынков. Так, нефтеперерабатывающие компании могут продавать бензин стандарта Евро-4 на среднеазиатский рынок».
Объемы экспортных поставок Григорий Сергиенко оценивает в 5 млн тонн, что составляет чуть больше 3% всего производства. «Казахстанский рынок отстает по техническому регламенту, там сроки сдвинуты вперед, и спрос пока не требует топлива Евро-5. Поэтому заводы поставляют туда топливо 3-го и 4-го класса». Теоретически спрос на низкосортное топливо есть и в России, говорит эксперт: «У нас по грузовому транспорту до половины автомобилей соответствуют самому низкому классу».
На текущий момент все автопроизводители и импортеры перешли на новый стандарт Евро-5. «За несоответствие экологическому классу Евро-5 таможенная служба не выдаст паспорт транспортного средства», – объясняет руководитель проектов консалтинговой группы SRG Илья Телятников.
Максим Адамович уверяет, что адаптировать любой современный двигатель под эти нормы не составит труда. «Это по большей части программные настройки. А вот старые моторы адаптировать можно только с учетом заметного изменения технических характеристик», – говорит эксперт.
Иван Ананьев
Фото: Global Look Press, РБК
Отсрочку по бензину до 1 июля нефтеперерабатывающие заводы получили после того, как заявили об отставании от графика модернизации и возможном возникновении дефицита топлива Евро-5. Летом прошлого года Минэнерго предложило продлить выпуск бензина Евро-4, и эту идею поддержали в ФАС, опасаясь возможного роста цен. Исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко объяснил, что в правительстве учли тяжелую экономическую ситуацию и ограничения кредитных ресурсов. «По оценкам экспертов рынку не хватило бы 4 млн тонн топлива. Из 27 запланированных установок, которые должны были быть модернизированы, к сроку были сделаны только 11. Поэтому сроки были перенесены», – говорит эксперт. Кроме того, Сергиенко сетует на снижение экономической активности, в результате чего спрос на топливо снизился.
«Цены растут из-за общего повышения акцизов 1 января и 1 апреля».
Тем не менее, в феврале нынешнего года на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича было принято решение о полном запрете продаж топлива классом ниже Евро-5 с июля. Аналитик финансовой группы TeleTrade Марк Гойхман поясняет, что в феврале заводы уже показали возможности выхода на достаточный объем выпуска бензина Евро-5, и сейчас все ведущие производители полностью готовы к новым требованиям.Введение новых правил не сильно повлияло на цены – топливо хоть и продолжает дорожать, но темпы роста цен даже немного снижаются. По данным аналитического центра «Кортес», средняя цена бензина Аи-92 за неделю выросла на 9 коп. и составила 34,99 руб. за литр, а с начала года этот бензин подорожал на 91 коп., то есть на 2,7%. Бензин марки Аи-95 за неделю прибавил 11 коп., а с начала года – 99 коп., и продается в среднем за 37,88 руб. за литр.
Такой рост цен на топливо эксперты связывают не с переходом на Евро-5, а с новыми акцизами. В 2016 г. правительство уже дважды повышало акцизы на бензин и дизтопливо, уточняет коммерческий директор ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев: «С 1 января сбор за тонну бензина Евро-5 уже вырос на 36%, до 7530 руб. – примерно до 5,6 руб. за литр, а на Евро-4 — на 44%, до 10 500 руб. за тонну. В апреле акцизный сбор вырос еще на 2 руб. за литр бензина».
Григорий Сергиенко согласен с тем, что для полного перехода на Евро-5 нефтяным компаниям понадобились вложения, но уверен, что на цены это не повлияло. «Стоимость топлива растет не оттого, что мы перешли на пятый класс. Да, нефтяники вложились в модернизацию МПЗ, но она отбивается за счет того, что акциз меньше. Цены растут из-за общего повышения акцизов 1 января и 1 апреля», – поясняет эксперт.
«У нас по грузовому транспорту до половины автомобилей соответствуют самому низкому классу».
Коммерческий директор ГК «АвтоСпецЦентр», в свою очередь, полагает, что за 2016 г. бензин подорожает на 5-10% из-за того, что нефтяные компании будут увеличивать объемы экспортных поставок, поскольку это для них выгоднее. В том, что цены будут умеренно расти, уверен и исполнительный директор Российского топливного союза. «Повышение цен зависит от многих факторов: стоимость логистики, конкуренция, влияние местных властей. Цены будут расти, но как – пока непонятно», – отметил Сергиенко.По прогнозам аналитической компании VYGON Consulting, среднегодовое потребление бензина в России в 2016-2017 гг. уменьшится на 3,9%, но загрузка заводов останется на прежнем уровне, считают эксперты. «Загрузка не снижается, поскольку остается и выпуск топлива Евро-4. Но это топливо предназначается для внешних рынков, в частности, для Средней Азии», – отмечает аналитик Марк Гойхман.
Согласен с ним и Илья Телятников: «Компаниям не запрещено продавать бензин других стандартов для других рынков. Так, нефтеперерабатывающие компании могут продавать бензин стандарта Евро-4 на среднеазиатский рынок».
Объемы экспортных поставок Григорий Сергиенко оценивает в 5 млн тонн, что составляет чуть больше 3% всего производства. «Казахстанский рынок отстает по техническому регламенту, там сроки сдвинуты вперед, и спрос пока не требует топлива Евро-5. Поэтому заводы поставляют туда топливо 3-го и 4-го класса». Теоретически спрос на низкосортное топливо есть и в России, говорит эксперт: «У нас по грузовому транспорту до половины автомобилей соответствуют самому низкому классу».
«Присадки из спирта могут привести к некоторой потере динамики, но едва ли она будет заметной».
Машинам более низкого экологического класса топливо Евро-5 точно не повредит, объясняет старший тренер по продукту компании Mitsubishi Motors в России Максим Адамович: «Антидетонационные присадки, которые делаются из спирта, теоретически могут привести к некоторой потере динамики, но едва ли она будет заметной». Если, наоборот, залить в автомобиль Евро-5 менее качественное топливо, выхлоп не будет соответствовать экологическим требования, а совсем некачественный бензин может привести к проблемам с топливной аппаратурой. Наконец, поддельное топливо может легко испортить современный двигатель, замечает эксперт.На текущий момент все автопроизводители и импортеры перешли на новый стандарт Евро-5. «За несоответствие экологическому классу Евро-5 таможенная служба не выдаст паспорт транспортного средства», – объясняет руководитель проектов консалтинговой группы SRG Илья Телятников.
Максим Адамович уверяет, что адаптировать любой современный двигатель под эти нормы не составит труда. «Это по большей части программные настройки. А вот старые моторы адаптировать можно только с учетом заметного изменения технических характеристик», – говорит эксперт.
«За несоответствие экологическому классу таможня не выдаст ПТС».
Сказать о том, когда в России будут приняты более строгие нормы Евро-6, уже действующие в Европе, эксперты затрудняются. Представитель SRG полагает, что переход на Евро-6 в России произойдет не раньше, чем через 5 лет. «В Европе переход с Евро-5 на Евро-6 происходил с 2009-го до конца 2015 года. Также разница в переходах между Россией и Европой на экологические нормы Евро-5 составляет около 5 лет», – рассчитывает эксперт.Иван Ананьев
Фото: Global Look Press, РБК