Без шума и меди: как тормозные колодки спасли калифорнийских рыб
Статьи 15 апреля 2016
Статьи 15 апреля 2016
Без шума и меди: как тормозные колодки спасли калифорнийских рыб
Зачем заводу Ferodo робот с фотоаппаратом и почему испытывать колодки – это очень опасно...
Без шума и меди: как тормозные колодки спасли калифорнийских рыб 
Джон Харрис, простой американский служащий, ежедневно ходил пешком на работу по малозагруженной живописной дороге - его путь пролегал вдоль небольшого калифорнийского озера. Джон любил остановиться на пару минут и полюбоваться разноцветными рыбами в прозрачной воде, но американец стал замечать, что рыб в озере становится все меньше.

Причину таинственного исчезновения Харрис узнал из утренних новостей. Тучный эколог в прямом эфире рассказал о массовом отравлении пресноводных медью: «Вследствие торможения автомобилей частицы меди, содержащиеся в тормозных колодках, оседают на проезжей части, а осадки смывают медную пыль в ближайшие водоемы. Лосось, например, из-за отравления медью теряет нюх и не может ориентироваться в пространстве. Медь оказалась токсичной также для планктона - основы водной пищевой цепи».

Американская общественность забила тревогу. Вслед за Калифорнией серьезная угроза была обнаружена в системе заливов Пьюджет-Саунд. В результате штаты Вашингтон и Калифорния приняли решение исключить медь из фрикционных материалов (к 2021 г. содержание меди должно быть менее 5%, а к 2025 г. - менее 0,5%). Велика вероятность, что тормозные колодки без содержания меди вскоре станут отраслевым стандартом в США, а затем и во всем мире. Компания Ferodo первой среди производителей фрикционных материалов выпустила экологичные колодки Eco-friction с низким или нулевым содержанием меди. Корреспондент Autonews.ru отправился оценить их эффективность на итальянской трассе Варано де Меландри.


Автодром имени Рикардо Палетти – это международный центр безопасного вождения, организованный в сотрудничестве с Alfa Romeo. Но нас здесь ждут не «Альфы», а Volkswagen Golf VI и коммерческий фургон Fiat Scudo – два автомобиля окрашены в зеленый цвет, именно на них стоят новые экологичные колодки. В тестах участвуют и автомобили с обычными колодками – так у нас будет возможность сравнить эффективность и показатели торможения.

Автодром оборудован специальными устройствами, способными имитировать дождь или дорогу с низким сцеплением. Перед началом заездов организаторы замеряют температуру воздуха и асфальта. В целях безопасности на наших автомобилях не отключают ABS, также запрещено тормозить на нейтральной передаче. Инструктор показывает на карте прямые для разгона и три точки, в которых должно произойти торможение. В каждой машине установлены специальные устройства – они записывают информацию о тормозном пути и температуру колодок после торможения.

Мы отправляемся на круг, ехать по треку до прямых участков можно только со скоростью 40 км в час. Все время, пока плетемся по автодрому, я жду команды разгоняться. Заветное «Go!», и я изо всех сил вдавливаю педаль тормоза. К третьему кругу итальянский инструктор вспоминает условные команды «Go» и «Stop», но я уже привыкла к его эмоциональным «океям» и стала интуитивно чувствовать, чего он хочет – разгона или торможения. Пересаживаемся в зеленый Golf с колодками Eco-friction, а итальянец повторяет: «Forte, Forte!», намекая жестами, что неплохо бы сильнее держать руль и резче нажимать на педаль. В таком же режиме с тремя экстренными торможениями на круге проезжаем автодром на других автомобилях. Инструктор пожимает руку и хвалит: «Sei brava!». Но пока ничего не ясно, почувствовать разницу и оценить тормозной путь, находясь за рулем, практически невозможно. Все данные, полученные в результате заездов, отправляются на обработку.


Во многих странах слово «феродо» стало нарицательным. Например, в небольших итальянских сервисах до сих пор можно услышать фразу «devo sostituire ferodo», под которой местные понимают «мне нужно заменить тормозные колодки». Сложно представить, что колодки могут производиться без использования меди. Ведь именно этот компонент последние десятилетия снижал жесткость, сокращал износ колодки и диска, уменьшал шум и вибрации. Содержание меди во фрикционном материале стандартных колодок может достигать 20% и ее нельзя заменить каким-то одним материалом. Инженерам Ferodo потребовалось пять лет и 1 500 разных материалов, чтобы изобрести новые экологичные колодки.



Завод Ferodo спрятался в итальянской глуши неподалеку от города Мондови. Основными клиентами этого производства являются VW Group, Mercedes Benz и Fiat. Кстати, Mercedes-Benz C‑Class стал первым автомобилем, в котором начали устанавливать тормозные колодки Ferodo Eco-Friction.

На заводе нас встречает Марио Гарелли, менеджер по компонентам тормозной системы. В первой комнате стоят машины-роботы: здесь проводятся тесты на износ, оценивают степень допустимых вибраций. А вот тест на шум обычно проводится в небольшом городке неподалеку, там есть узкие улицы, где дома позволяют создать эхо, звук от колодок при этом записывается на микрофон. В соседнем помещении за компьютерами сидят сотрудники, тестирующие колодки, - они анализируют полученные данные и составляют отчеты.


«За компьютером - лишь часть работы. На самом деле испытывать колодки – это довольно опасно», - пояснил Гарелли, уточнив, что колодки тестируют не только в хороших погодных условиях, а все электронные системы помощи водителю должны быть полностью отключены.

В производственном цехе видны яркие вспышки – это аппарат фотографирует каждую сделанную роботом деталь, чтобы можно было своевременно обнаружить брак и вычислить, на каком этапе производства он был допущен. Смесь для нового фрикционного материала создается из 25 разных ингредиентов. На заводе работает специальная программа, которая сообщает, какие ингредиенты и в каком количестве необходимо загрузить. Оператор следует инструкции, а затем полученное сырье отправляется в миксер. В производстве колодок Eco-Friction используются различные сульфиды металлов, минералы, абразивы, волокна, керамические частицы и разные виды графита для достижения показателей износа и трения, аналогичных материалам колодок, содержащих медь.

Готовую смесь хранят в специальной комнате с правильной температурой и уровнем влажности. Тут на каждом бочонке есть дата производства и срок использования. Марио приподнимает крышку, а там - черная блестящая смесь. «Если потрогать ее руками, она может сохранить форму, почти как пластилин», - объяснил Гарелли.


Производство выглядит очень компактным: от пластилинового состояния фрикционной смеси до готовых колодок проходим не больше 150 м по конвейеру. В конце зала проводят финальные операции, здесь на колодки наносятся буквы FER, обозначающие компанию производителя, а также белой краской ставятся и другие штампы – на наших глазах робот оставляет на поверхности колодки трехлучевую звезду «Мерседеса», а на панелях уже ждут упаковки колодки с четырьмя белыми кольцами. Марио Гарелли объясняет, что завод производит колодки как для последующей передачи автопроизводителям, так и для продажи на рынке запчастей.

«Убрать медь из колодок – не сложно, это может сделать любой производитель. Задача в другом – чтобы колодки без меди были не хуже обычных», - заметил директор по маркетингу по направлению «компоненты тормозной системы» Европа, Ближний Восток, Африка Сильвано Велья. - Медь дорогая, и многие думали, что мы пытаемся удешевить продукт. Но она заменена другими компонентами, это сложное производство, и оно не стало дешевле. «Эко» в названии нового продукта обозначает экологию, а не экономию».

Тем временем закончилась обработка тестов на полигоне. Средний тормозной путь c 90 км/ч до 0 на Golf с обычными колодками Ferodo составил 29,81 м, а на Golf с колодками Eco-friction – 30,26 метра. Это значит, что колодки без содержания меди не сильно теряют в эффективности. Кстати, на Fiat Scudo, показатели тормозного пути оказались лучше в пользу колодок Eco-friction – 35,25 против 36,07 метра.


«Мы очень довольны результатами испытаний, - гордо объявил Сильвано Велья. - Сегодняшние тесты в очередной раз подтверждают, что эффективность торможения колодок Eco-Friction не сильно отличается от обычных колодок на легковых автомобилях, и становится еще выше на более тяжелых транспортных средствах».

Масштабные тесты колодок Eco-Friction проводились также на Fiat 500, Ford Ka, Renault Captur Clio, Fiat Ducato, Peugeot Boxer, с отключенными электронными системами помощи при торможении и с более высоких скоростей (со 100 км/ч до нуля и также со 115 км/ч до нуля). При этом испытания были засвидетельствованы и сертифицированы независимой компанией MIRA Ltd. Кстати, все колодки, поступающие в продажу в Европе, проходят тесты по стандарту R90. Но в отличие от испытаний Ferodo, стандарт R90 не включает в себя ряд проверок, например, на температурную чувствительность, теплопроводность, тест на шум и вибрации, а также проверку поведения колодок в условиях дождя.

«Зеленая» технология работает без компромиссов, поэтому Ferodo планирует в ближайшие годы полностью перейти на экологичные колодки – они будут продаваться, в том числе, и в России. Автомобилисты едва ли почувствуют отсутствие меди в колодках, а вот Джон Харрис уже наверняка заметил изменения.

Полина Авдеева
Комментарии