- Наверное, дизайнеры и инженеры пристально следят за успехами и новыми продуктами других брендов. Можете ли вы поделиться, чья работа вам понравилась на автосалоне в Женеве?
- Стенд Kia привлек мое внимание, у них появился новый кроссовер. Думаю, это потенциальный конкурент нашего бестселлера Qashqai. Я даже его сфотографировал.
- Какой автомобиль вы считаете самым красивым за последнее десятилетие?
- Это сложный вопрос. Но я могу выделить несколько моделей Ferrari. Например, 250 GT и Ferrari 275 GT. Они действительно очень элегантны.
- С чего начинается работа над внешностью новой модели в центре Nissan Design Europe?
- В дизайнерской голове происходят очень глубокие и трудоемкие процессы. Дизайнеры должны продумать работу сразу по двум направлениям – с одной стороны, любому дизайнеру нужно прислушиваться к вдохновению, а с другой – к требованиям рынка, чего хочет клиент. Каждый дизайнер по-разному выстраивает процесс над новым проектом: кто-то сразу начинает рисовать, другие первым делом детально разбирают полученное техническое задание, и, исходя из задач, придумывают элементы будущего автомобиля. Дизайн интерьера – это гораздо более трудоемкий процесс для дизайнеров. Ведь мы должны думать об эргономике, а не только о внешнем виде и материалах салона. Кроме того, нужно вписать в дизайн интерьера все те новые технологии, что появляются в современном мире.
- Сильно ли изменился принцип работы за последние годы?
- На самом деле, когда мы начинаем придумывать дизайн кузова, половина всех пропорций уже известны, они заданы рынком. Сложности возникают, когда нужно, например, поменять двигатель в модели, поскольку зачастую это несет за собой необходимость изменения пропорций. Вводятся правила по безопасности на государственном уровне, новые требования по эргономике – все это мы должны учитывать. Бывает и так, что эти новые правила оказывают решающее влияние на дизайн и силуэт автомобиля.
- Ваш коллега Вальтер Сильва в одном из интервью сказал, что в ближайшие 15 лет основное внимание будет уделяться топливной экономичности и выбросам СО2 в атмосферу. Это приведет к улучшению аэродинамики машин, но в худшую сторону скажется на их внешней привлекательности. Согласны ли вы с такой позицией?
- Частично согласен, а частично – нет. Восприятие автомобилей и их дизайна быстро меняется. Машина, которая казалась 10-15 лет назад, может не считаться таковой сегодня. Мне кажется, те правила и требования современности, о которых мы говорили, отражаются и на людях, на их восприятии автомобилей. Можно вспомнить пример с аэродинамическими требованиями, из-за которых приходилось полностью закрывать колеса – это было некрасиво, но нам надо было подстраиваться под эти правила. И сейчас постоянно появляются новые требования, которые требуют переосмысления. Меняется жизнь, и меняется подход к дизайну - это абсолютно нормально. Для нас это новый вызов.
- Вы уже сказали, что рынок зачастую диктует свои потребности в дизайне. А бывают ли у вас споры с инженерами и маркетологами?
- Не могу сказать, что на нас никто не оказывает влияние. Да, это сложно, но общение с инженерами и маркетологами – это наша постоянная, ежедневная работа. Важно понимать, что мы создаем машину не для одного рынка, а для всего мира, поэтому нам нужно вместе реализовывать стратегию. Такая стратегия есть у каждого бренда в нашей компании – Infiniti, Datsun, Nissan. Маркетологи, инженеры и дизайнеры работают в соответствии с общим планом и вносят свой вклад. В каждой новой модели должна прослеживаться стратегия того бренда, который она представляет. Это очень важно. Конечно, каждый бренд мечтает сделать автомобиль, который будет представлен глобально на всех рынках. И в этом направлении тоже всегда ведется работа.
- Работают ли в Nissan Design Europe дизайнеры из России?
- У нас точно был один... Но он ушел, и теперь у нас нет русских дизайнеров.
- Какими качествами нужно обладать, чтобы попасть к вам на работу?
- Мы всегда открыты! Четыре года назад я был на Московском автосалоне, там была вечеринка для всех дизайнеров, туда же приходили молодые дизайнеры. Они приносили свои портфолио и показывали свои рисунки. Все они были амбициозными, хотели найти работу в автомобильной индустрии. Я знаю, что в России есть очень хорошие дизайнерские школы. Так что пусть присылают свои портфолио, мы с удовольствием рассмотрим кандидатуры.
- Как дизайн-директор Datsun, расскажите чего стоит ждать от дизайна бренда?
- Когда мы шесть лет назад начинали проект Datsun, то внимательно изучали наследие бренда и знакомились с его историей. Замечу, что автомобили Datsun никогда не были эксклюзивными - это всегда был массовый сегмент. Наша нынешняя стратегия по Datsun основана на том, что это все-таки модели для массового потребителя, они должны иметь простые и четкие линии в дизайне, понятные своему потенциальному покупателю.
- На автосалоне в Токио был представлен концепт Teatro for Dayz. Автомобиль ориентирован на любителей виртуальной жизни. Какие технологии и идеи можно будет увидеть на серийных автомобилях в ближайшем будущем?
- Teatro for Dayz интересен, прежде всего, внутри. С одной стороны его выделяет максимальная простота, с другой - его можно сделать индивидуальным. По задумке, владелец может интегрировать в автомобиль максимум информации и настроить ее под себя. Именно это принципиально отличает концепт от других, но сложно сказать, как скоро такие технологии появятся в жизни. Много внешних факторов должны измениться для того, чтобы такие автомобили появились на дорогах. Мы, дизайнеры, всегда придумываем то, что на сегодняшний день кажется абсолютно невозможным и невероятным. Чтобы предположить, что будет в будущем, иногда нужно придумывать что-то экстремальное. Без такой смелости дизайнеры были бы не дизайнерами.
- Teatro for Dayz позволяет водителю находиться в постоянном контакте с виртуальным миром. На примере концепта Sway мы видим, как меняется внешний вид автомобилей Nissan. Если пофантазировать, каким будет автомобиль лет через 30?
- Этого никто не знает. Если посмотреть на автомобили 30 лет назад, они, в общем-то, не так уж сильно изменились. Городские требования очень серьезно влияют на дизайнера. Думаю, внешний вид автомобилей будет сильно зависеть от типа двигателя. Но, как и раньше, автомобилю нужен будет кузов, внутреннее пространство, колеса. Если говорить об автомобиле будущего, то есть такая жутко интересная вещь как 3D-принтер. И я могу себе представить, что скоро каждый человек сможет создать автомобиль у себя дома, просто напечатать именно тот, который нужен ему. Возможно, он нарисует этот автомобиль сам или использует готовый дизайн. Этого может и не случиться, но я могу себе такое представить.
Полина Авдеева
Фото и видео: Nissan