Российский автомобильный рынок в 2015 году показывает худший результат за последние шесть лет – экономический кризис и девальвации рубля уронили продажи до 1,5–1,6 млн автомобилей. По итогам года рынок опустится на уровень 2002 года – так мало машин в России продавалось только в посткризисном 2009 году, после которого продажи стабильно росли из года в год. В наступающем году импортеры и автопроизводители не видят больших перспектив.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за 11 месяцев года в России было реализовано 1,45 млн машин, и в декабре эта цифра едва ли значительно вырастет, отметил председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер: «Текущий год еще не завершен, однако ожидания относительно декабря скромные, особенно в сравнении с рекордными продажами на пике прошлогоднего бума».
Главы представительств иностранных брендов неохотно комментируют рыночные процессы и воздерживаются от прогнозов, ссылаясь на нестабильность экономической ситуации. Как пояснил корреспонденту Autonews.ru источник в АЕБ, любое высказывание сейчас может стать причиной недовольства штаб-квартиры: «Автомобильный рынок – структура очень инертная и консервативная, внутри которой все боятся говорить откровенно. В международных офисах отслеживают все локальные публикации, и, если им вдруг что-то не понравится, могут, например, сократить объемы финансовой поддержки».
Опрошенные эксперты сходятся во мнении, что основным фактором снижения спроса в 2015 году стали высокие цены, поднявшиеся из-за девальвации рубля. Поддержка государства и снижение доходов продавцов помогли хоть как-то удержать рынок на плаву, отметил директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков: «Без программ, которые позволили реализовать порядка 500 тысяч машин, рынок чувствовал бы себя намного хуже. Вопрос в том, позволит ли бюджет запустить хоть часть из них в 2016 году».
При этом многие обращают внимание на то, что цены импортеров в России и так невысоки – если рубль девальвировался по отношению к доллару в два раза, то цены на автомобили, по оценке специалистов «Автостат», выросли лишь на 25%. Директор дилерского центра Mitsubishi РОЛЬФ Центр Светлана Виноградова отметила, что в России автомобили в долларовом эквиваленте стоят существенно дешевле, чем на других мировых рынках, и чем серьезнее бренд, тем больше у него возможностей для сдерживания цен: «Марки, которые видят в России один из своих стратегических рынков, готовы инвестировать и работать с минимальной маржой, что сразу находит отражение в динамике продаж. Массовые бренды особенно эластичны по цене».
Президент и исполнительный директор ООО «ММС Рус» Наоя Такаи отметил, что другого выхода, кроме политики сдерживания цен у продавцов не было: «Если бы рост цен следовал динамике курса валют, то цены должны были увеличиться в два раза. Это привело бы к обрушению рынка. Поэтому практически все дистрибьюторы выбрали тактику поэтапного повышения цен и снижения издержек».
Руководитель отдела корпоративных финансов агентства PricewaterhouseCoopers Олег Малышев назвал главным трендом уходящего года именно структурные колебания на рынке в результате перераспределения рыночных долей между сегментами: «Происходит смещение спроса со среднего ценового сегмента в сторону бюджетных моделей и локализированных брендов, а также в премиальные сегменты, спрос на которые более устойчив в текущих условиях экономики».
По словам Наоя Такаи, сложившаяся ситуация привела к перераспределению спроса в пользу более доступных машин: «Наименьшее падение наблюдается в B-сегменте. В данный сегмент перешла часть потребителей, не готовых покупать автомобили более высокой ценовой категории сегмента С».
Снижение реальных доходов населения приводит к тому, что люди начинают экономить не только на покупке, но и на обслуживании автомобилей, поэтому бизнесу официальных дилеров существовать все сложнее. На рынок сильно повлиял и демарш некоторых традиционных марок, рассказала Светлана Виноградова: «Самым большим потрясением для рынка стало сворачивание деятельности General Motors, а также ряда мелких брендов. Поэтому многие дилеры вынужденно пересматривали свои портфели брендов».
Многие участники рынка еще в начале года заявляли о возможном сокращении дилерских сетей на треть, но пока эти прогнозы не сбылись, отметил Сергей Целиков: «Сворачивание и переформатирование дилерского бизнеса идет, но гораздо меньшими темпами – статистика показывает сокращение дилерских центров в среднем на 5-10%». Эксперт отмечает, что на рынке идет передел в пользу сильных игроков и успешных брендов: «Иметь в портфеле марки, продажи которых сократились на 60-80%, многим компаниям уже не хочется. С другой стороны, сети по основным маркам давно сформированы. Поворот в сторону китайских брендов тоже не имеет смысла – их продажи сильно сократились».
Представитель АЕБ уверен, что процесс повышения цен будет продолжаться: «Импортеры и дилеры не могут бесконечно сдерживать цены и торговать в убыток. Цены будут расти, и это касается всех без исключения».
Главный вопрос в том, как быстро представительства будут это делать, говорит Сергей Целиков: «Если резко поднять цены, продажи сократятся, если не поднимать, придется торговать в убыток. Сейчас производители стоят перед серьезным выбором, что для них важнее: доля рынка или доходность».
Эксперт пояснил, что корейские бренды активно наращивают свою рыночную долю и держат цены на самом низком уровне, а, например, для АвтоВАЗа доходность оказалась важнее: «Поставив минимальную планку в 514 тысяч рублей и предложив реальные средние цены в 570-650 тысяч на Vesta, завод входит в новый ценовой диапазон и отрезает огромную часть потребителей». Аналитик PwC в свою очередь считает, что доля рынка для компаний сейчас должна быть важнее, поскольку многие производители больше обеспокоены обеспечением загрузки производственных мощностей и сохранением каналов сбыта.
Тем не менее, иллюзий насчет роста продаж импортеры уже не питают, уверен директор «Автостат»: «Игроки рынка осознали, что текущая ситуация низких продаж – всерьез и надолго. Если весной у многих еще была надежда на скорое восстановление рынка, то к концу года пришло понимание, что строить бизнес придется на тех объемах, которые есть здесь и сейчас». Эксперт не исключает, что в начале 2016 года продажи могут упасть и до 50-70 тысяч в месяц: «Это вполне возможно, если наложатся несколько факторов – сезонный спад, отсутствие программ господдержки, потребительский пессимизм и отсутствие покупателей из стран таможенного союза».
Президент и исполнительный директор ООО «ММС Рус» Наоя Такаи ожидает снижения рынка на 10-15%. В этих условиях представители дилерского сообщества очень ждут перезапуска госпрограмм, отметил директор дилерского центра Mitsubishi РОЛЬФ Центр: «Если меры поддержки будут сохранены в прежнем объеме, то можно рассчитывать на стабилизацию рынка в будущем году. А при расширении программы льготного автокредитования на автомобили дороже миллиона рублей можно будет даже рассчитывать на его укрепление».
Согласно прогнозам PwC, в самом худшем случае рынок может упасть еще на 30% - до 1,1 – 1,15 млн штук.
Иван Ананьев
Фото: PhotoXPress.ru
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за 11 месяцев года в России было реализовано 1,45 млн машин, и в декабре эта цифра едва ли значительно вырастет, отметил председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер: «Текущий год еще не завершен, однако ожидания относительно декабря скромные, особенно в сравнении с рекордными продажами на пике прошлогоднего бума».
Главы представительств иностранных брендов неохотно комментируют рыночные процессы и воздерживаются от прогнозов, ссылаясь на нестабильность экономической ситуации. Как пояснил корреспонденту Autonews.ru источник в АЕБ, любое высказывание сейчас может стать причиной недовольства штаб-квартиры: «Автомобильный рынок – структура очень инертная и консервативная, внутри которой все боятся говорить откровенно. В международных офисах отслеживают все локальные публикации, и, если им вдруг что-то не понравится, могут, например, сократить объемы финансовой поддержки».
Опрошенные эксперты сходятся во мнении, что основным фактором снижения спроса в 2015 году стали высокие цены, поднявшиеся из-за девальвации рубля. Поддержка государства и снижение доходов продавцов помогли хоть как-то удержать рынок на плаву, отметил директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков: «Без программ, которые позволили реализовать порядка 500 тысяч машин, рынок чувствовал бы себя намного хуже. Вопрос в том, позволит ли бюджет запустить хоть часть из них в 2016 году».
«Марки, которые видят в России один из своих стратегических рынков, готовы работать с минимальной маржой».
Вице-президент Ford Sollers по коммуникациям и связям с общественностью Елизавета Новикова считает, что госпрограммы в большей степени помогли тем, кто запустил в России собственные заводы: «Около половины всех автомобилей Ford было реализовано по программе обновления парка. Все инвесторы надеются на продление поддержки». При этом многие обращают внимание на то, что цены импортеров в России и так невысоки – если рубль девальвировался по отношению к доллару в два раза, то цены на автомобили, по оценке специалистов «Автостат», выросли лишь на 25%. Директор дилерского центра Mitsubishi РОЛЬФ Центр Светлана Виноградова отметила, что в России автомобили в долларовом эквиваленте стоят существенно дешевле, чем на других мировых рынках, и чем серьезнее бренд, тем больше у него возможностей для сдерживания цен: «Марки, которые видят в России один из своих стратегических рынков, готовы инвестировать и работать с минимальной маржой, что сразу находит отражение в динамике продаж. Массовые бренды особенно эластичны по цене».
Президент и исполнительный директор ООО «ММС Рус» Наоя Такаи отметил, что другого выхода, кроме политики сдерживания цен у продавцов не было: «Если бы рост цен следовал динамике курса валют, то цены должны были увеличиться в два раза. Это привело бы к обрушению рынка. Поэтому практически все дистрибьюторы выбрали тактику поэтапного повышения цен и снижения издержек».
Руководитель отдела корпоративных финансов агентства PricewaterhouseCoopers Олег Малышев назвал главным трендом уходящего года именно структурные колебания на рынке в результате перераспределения рыночных долей между сегментами: «Происходит смещение спроса со среднего ценового сегмента в сторону бюджетных моделей и локализированных брендов, а также в премиальные сегменты, спрос на которые более устойчив в текущих условиях экономики».
«Если бы рост цен следовал динамике курса валют, то цены должны были увеличиться в два раза».
Ключевым курс на локализацию в нынешних условиях считает и вице-президент Ford Sollers: «Это основной способ противостояния валютным колебаниям и рискам. Мы открыли завод двигателей, запустили производство пяти новых моделей». По словам Наоя Такаи, сложившаяся ситуация привела к перераспределению спроса в пользу более доступных машин: «Наименьшее падение наблюдается в B-сегменте. В данный сегмент перешла часть потребителей, не готовых покупать автомобили более высокой ценовой категории сегмента С».
Снижение реальных доходов населения приводит к тому, что люди начинают экономить не только на покупке, но и на обслуживании автомобилей, поэтому бизнесу официальных дилеров существовать все сложнее. На рынок сильно повлиял и демарш некоторых традиционных марок, рассказала Светлана Виноградова: «Самым большим потрясением для рынка стало сворачивание деятельности General Motors, а также ряда мелких брендов. Поэтому многие дилеры вынужденно пересматривали свои портфели брендов».
Многие участники рынка еще в начале года заявляли о возможном сокращении дилерских сетей на треть, но пока эти прогнозы не сбылись, отметил Сергей Целиков: «Сворачивание и переформатирование дилерского бизнеса идет, но гораздо меньшими темпами – статистика показывает сокращение дилерских центров в среднем на 5-10%». Эксперт отмечает, что на рынке идет передел в пользу сильных игроков и успешных брендов: «Иметь в портфеле марки, продажи которых сократились на 60-80%, многим компаниям уже не хочется. С другой стороны, сети по основным маркам давно сформированы. Поворот в сторону китайских брендов тоже не имеет смысла – их продажи сильно сократились».
«Самым большим потрясением для рынка стало сворачивание деятельности General Motors».
По данным «Автостата», количество дилерских сетей сократилось на 200 единиц в 2015 году, а эксперты PwC отмечают, что отечественные и корейские автомобили стали все больше замещать в шоурумах дилеров автомобили концерна GM и японские бренды. При этом некоторые крупные дилеры сумели даже расширять свои портфели. Например, РОЛЬФ получил право продавать автомобили UAZ и открыл второй дилерский центр Hyundai в Санкт-Петербурге.Представитель АЕБ уверен, что процесс повышения цен будет продолжаться: «Импортеры и дилеры не могут бесконечно сдерживать цены и торговать в убыток. Цены будут расти, и это касается всех без исключения».
Главный вопрос в том, как быстро представительства будут это делать, говорит Сергей Целиков: «Если резко поднять цены, продажи сократятся, если не поднимать, придется торговать в убыток. Сейчас производители стоят перед серьезным выбором, что для них важнее: доля рынка или доходность».
Эксперт пояснил, что корейские бренды активно наращивают свою рыночную долю и держат цены на самом низком уровне, а, например, для АвтоВАЗа доходность оказалась важнее: «Поставив минимальную планку в 514 тысяч рублей и предложив реальные средние цены в 570-650 тысяч на Vesta, завод входит в новый ценовой диапазон и отрезает огромную часть потребителей». Аналитик PwC в свою очередь считает, что доля рынка для компаний сейчас должна быть важнее, поскольку многие производители больше обеспокоены обеспечением загрузки производственных мощностей и сохранением каналов сбыта.
«Сейчас производители стоят перед серьезным выбором, что для них важнее: доля рынка или доходность».
По данным агентства «Автостат», только за последний месяц прайс-листы переписали более половины представленных в России брендов, и этот процесс будет продолжаться. Представитель АЕБ уверен, что и скидок будет все меньше, поскольку больше нет задачи распродавать склады: «Сейчас все привыкли к сложившейся за год ситуации и научились работать со стоками. Затоваренности нет, поэтому и распродаж, очевидно, не будет». Тем не менее, иллюзий насчет роста продаж импортеры уже не питают, уверен директор «Автостат»: «Игроки рынка осознали, что текущая ситуация низких продаж – всерьез и надолго. Если весной у многих еще была надежда на скорое восстановление рынка, то к концу года пришло понимание, что строить бизнес придется на тех объемах, которые есть здесь и сейчас». Эксперт не исключает, что в начале 2016 года продажи могут упасть и до 50-70 тысяч в месяц: «Это вполне возможно, если наложатся несколько факторов – сезонный спад, отсутствие программ господдержки, потребительский пессимизм и отсутствие покупателей из стран таможенного союза».
Президент и исполнительный директор ООО «ММС Рус» Наоя Такаи ожидает снижения рынка на 10-15%. В этих условиях представители дилерского сообщества очень ждут перезапуска госпрограмм, отметил директор дилерского центра Mitsubishi РОЛЬФ Центр: «Если меры поддержки будут сохранены в прежнем объеме, то можно рассчитывать на стабилизацию рынка в будущем году. А при расширении программы льготного автокредитования на автомобили дороже миллиона рублей можно будет даже рассчитывать на его укрепление».
Согласно прогнозам PwC, в самом худшем случае рынок может упасть еще на 30% - до 1,1 – 1,15 млн штук.
Иван Ананьев
Фото: PhotoXPress.ru