branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Скрытое патрулирование: за водителями предлагают следить в потоке

В МВД хотят патрулировать улицы на неприметных автомобилях без спецсигналов…
Скрытое патрулирование: за водителями предлагают следить в потоке
Скрытое патрулирование: за водителями предлагают следить в потоке
Министр внутренних дел Владимир Колокольцев предложил патрулировать улицы с помощью неприметных автомобилей без спецзнаков и спецсигналов. Эти машины будут фиксировать нарушения ПДД на видео. Скрытое патрулирование, по мнению министра, позволит повысить водительскую дисциплину и уровень безопасности на дорогах.

«Возможно, следует рассмотреть его использование и в Российской Федерации», — приводит слова Колокольцева РИА «Новости». Министр сослался на германскую практику. Однако скрытое патрулирование уже применяется на российских дорогах. В 2010 году административный регламент по работе дорожно-патрульной службы дополнили соответствующими пунктами, тем самым прояснив некоторые спорные моменты. Новая редакция обязывала сотрудников ГИБДД ставить патрульный автомобиль на видном месте и запрещала скрывать его спецокраску и спецсигналы. Скрытое наблюдение разрешалось только при наличии сертифицированных средств видеофиксации нарушений. А наряд на патрульном автомобиле без опознавательных знаков мог заниматься только наблюдением и уже не имел права останавливать нарушителя - для этого ему следовало вызвать другой наряд, на машине со спецокраской.
«Агрессивно водят 7-8%, и они никогда не будут себя законопослушно вести».

«Этот способ контроля стар как мир и используется не только у нас, но и во всех патрульных службах мира. Помимо скрытого патрулирования, существует полускрытое, когда инспектор в форменной одежде едет на машине без опознавательных знаков», – рассказал корреспонденту Autonews.ru экс-глава ГИБДД Владимир Федоров. По его словам, скрытое патрулирование применялось российской Госавтоинспекцией только в отдельных случаях и особой нужды в нем не было.

«Наш народ не очень боязливый, он может нарушать и при наличии инспектора на перекрестке», – добавил Федоров.

Первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков считает, что скрытое патрулирование в потоке не прижилось по причинам недостаточного финансирования. «Патрулирование требует большого количества топлива, а мы знаем, что на приколе стоят многие полицейские машины и заправляются из кармана сотрудников», – отметил Лысаков.

Автомобилисты считали скрытое патрулирование незаконной деятельностью инспекторов, ссылаясь на ст.41 Административного регламента МВД России, который запрещает сотрудникам использовать для контроля за дорожным движением транспортные средства, не относящиеся к патрульным автомобилям. ГИБДД Мурманской области, активно применяющая скрытое наблюдение, вынуждена была объяснять, что к патрульным машинам относятся и транспортные средства ГАИ без специальной цветографической окраски, а также специальных звуковых и световых сигналов.

Более распространены были случаи скрытого патрулирования, когда автомобиль без опознавательных знаков стоит на обочине, а съемка потока ведется с помощью переносной камеры на треноге, размещенной таким образом, чтобы ее не видели водители. Но и эта практика ГИБДД вызвала массу споров. Водители обращались в суд с требованием отменить незаконные штрафы на основании того, что перед переносными камерами не были установлены предупреждающие знаки. В ГИБДД, в свою очередь, утверждали, что по ГОСТу табличка «Фотовидеофиксация» у передвижных комплексов не требуется – она должна быть установлена только у стационарных камер.
«Если это станет трендом в работе полиции, то здорово дисциплинирует водителей».

Нынешнее предложение министра МВД касается скрытого патрулирования в потоке. Этот способ подходит, чтобы выявлять так называемое «опасное вождение» – новое понятие, которое вводится в правовое поле. Напомним, что МВД под этим термином подразумевает многократные перестроения при интенсивном движении, резкие торможения, несоблюдение дистанции, несоблюдение бокового интервала, а также препятствование обгону. За опасное вождение штрафовали и раньше, однако появление современных средств видеофиксации позволило вернуться к этому вопросу.

«В советское время была ответственность за опасное вождение. Два или три года она продержалась, а потом пришлось ее отменить, потому что все эти нарушения были сложно доказуемы. Раньше ГАИ сама выявляла подобные нарушения и сама наказывала за них. Сейчас для судов и адвокатов нужные более четкие доказательства», — рассказал Федоров.

Депутат Лысаков считает, что нельзя доверять определение опасного вождения инспектору «на глазок», и только видеозапись позволит доказать, что человек агрессивно вел себя за рулем и его можно привлекать к административной ответственности: «Агрессивно водят примерно 7-8% людей, и они никогда не будут себя законопослушно вести. Если вы пару раз газанули, потому что с женой поругались, а потом резко затормозили, потому что увидели разбитую бутылку на дороге, то что, после этого вас должны останавливать и наказывать за агрессивную езду? Глупости», – убежден Лысаков.

Депутат отмечает, что для скрытого патрулирования нет юридических препятствий, и оценивает эффект от повсеместного внедрения этой практики очень положительно. «Если это станет трендом в работе дорожной полиции, то здорово дисциплинирует водителей. Люди поймут, что надо вести себя на дороге правильно не только, когда они видят сотрудника полиции или камеру. Но и потому, что в соседнем автомобиле могут ехать полицейские в гражданском», – отметил он.
«Наш народ не очень боязливый, и может нарушить при наличии инспектора».

Кроме того, скрытое патрулирование позволит выявлять не только нарушителей правил дорожного движения, но и преступников. Премьер-министр Дмитрий Медведев уже высказался о нем положительно, однако выразил опасение, что такая практика может привести к злоупотреблениям.

В свою очередь депутат Лысаков считает, что скрытым слежением должна заниматься именно ГИБДД, а ни в коем случае не коммерческие структуры: «Иначе получится как в некоторых регионах, когда коммерсанты фиксируют нарушения с помощью камер, передают гаишникам и получают процент от штрафа. Естественно, они заинтересованы в большом количестве штрафов, а не в профилактике нарушений. Я внес закон о создании единого федерального центра фото- и видеофиксации, чтобы отсечь регионы от соблазна любыми способами, вплоть до незаконных, пополнять городской бюджет».

Евгений Багдасаров