Ночной Гран-при: как в Формуле-1 сменился лидер
Статьи 22 сентября 2014
Статьи 22 сентября 2014
Ночной Гран-при: как в Формуле-1 сменился лидер
Гибридный Mercedes F1.W05 сломался за две минуты до старта ― и гонка в Сингапуре пошла по нетипичному сценарию...
Ночной Гран-при: как в Формуле-1 сменился лидер 
Двадцать два гоночных автомобиля выехали на улицы, когда на город опустилась тьма: старт дали в 8 часов вечера, а соревновались пилоты два часа. И если для обычных горожан это мог быть обычный воскресный вечер, то для участников заезда прошедшие 120 минут стали самыми долгими и изнуряющими за весь год. Нет, это не стрит-рейсинг, а самая настоящая Формула-1: 20 сентября в Сингапуре завершился ночной Гран-при.

В календаре Формулы-1 Сингапур идет на 14-м месте. Впрочем, если бы этапы ранжировали по степени сложности, городской заезд в тропиках без сомнений попал бы в первую тройку. Закованное в бетон пятикилометровое кольцо изматывает само по себе: близость стен практически не дает права на ошибку, а пилоты за один круг преодолевают рекордное количество поворотов ― 23. Низкая по меркам Формулы-1 средняя скорость в 150 километров в час приводит к тому, что заезд в Сингапуре оказывается самым длинным в году ― вместо привычных 80-90 минут пилоты гоняются полноценные два часа.

А теперь добавьте к этому экстремально высокую влажность и температуру воздуха: для пилотов гоняться в Сингапуре - это все равно, что управлять машиной в бане. И в отличие от футбола или тенниса, здесь спортсмены не могут отдохнуть ни секунды: конфигурация уличного автодрома «Марина Бэй» просто не позволяет гонщикам перевести дух. На пит-стопах ситуация становится еще хуже - если в гонке пилота хотя бы немного обдувает встречный воздух, то во время остановки гонщик словно погружает голову в духовку: в забрало шлема резко проникает горячий воздух от раскаленных тормозов, что никак не улучшает самочувствие спортсмена.

Выживают самые стойкие: на Гран-при Сингапура-2014 с дистанции сошли пять участников. Среди выбывших оказался и лидер чемпионата Нико Росберг. Вернее, теперь уже бывший лидер.

Ключевой момент: сход лидера чемпионата


Первой интригой ночного этапа Формулы-1 стали технические проблемы на гибридном Mercedes F1.W05 Нико Росберга. Немец должен был стартовать со второго места, но еще на прогревочном круге болид 29-летнего пилота отказался трогаться с места. Механики смогли откатить машину на пит-лейн и даже заставить ее поехать ― но от былого темпа не осталось и следа.

У Росберга не включалась одна из передач, отказала система снижения сопротивления воздуха DRS, сцепление, а, вдобавок ко всему, вышел из строя лимитатор скорости, предназначенный для передвижения по пит-лейну. За 14 кругов Нико смог опередить лишь одного пилота Marussia, после чего застрял за безнадежно медленным Маркусом Эрикссоном на Caterham.

Когда Росберг заехал в боксы, инженеры заменили ему рулевое колесо ― но даже новый руль не помог реанимировать умерший F1.W05. После смены покрышек Нико застрял на нейтральной передаче и сошел с дистанции. Любители статистической справедливости могут быть довольны: теперь у партнеров по команде Mercedes AMG равное количество сходов по техническим причинам. Напарник Росберга воспользовался ситуацией сполна: Льюис Хэмилтон выиграл гонку и отыграл казавшийся бесконечным отрыв в 22 очка. Теперь именно британец вышел в лидеры чемпионата, но двух пилотов разделяют всего 3 балла ― при цене победы в 25 очков это ничтожно малый разрыв.

Сюжет Гран-при: запрет на помощь по радио


Пожалуй, главной темой для обсуждения на Гран-при Сингапура стал запрет на рекомендации инженеров по радио. Весь сезон сотрудники команд усердно инструктировали пилотов, как им следует управлять болидом, а также сообщали своим подопечным отрывы от соперников. Перед этапом в Сингапуре законодатели Формулы-1 решили усложнить всем жизнь: отныне гонщики могут получать только справочную информацию о ходе заезда, в то время как прямые сравнения с другими пилотами попали под запрет.

В новой норме есть свой резон: советы инженеров можно интерпретировать как «постороннюю помощь при управлении автомобилем», что прямо запрещено регламентом. Правда, почему этот вопрос не волновал никого раньше, остается непонятным.

В итоге гонщики получили чуть больше самостоятельности на трассе, а инженеры утратили часть контроля над машиной во время гонки. Важный момент: поначалу запретов было еще больше, но под давлением участников спортивное руководство чемпионата все-таки разрешило инженерам сообщать гонщикам технические детали. Без этого сходов могло быть гораздо больше ― современные «формульные» болиды слишком сложны, чтобы оставлять с ними пилотов один на один.

Главный герой: Жан-Эрик Вернь


Гран-при Сингапура выиграл Льюис Хэмилтон, но наиболее отличившимся пилотом прошедшей гонки его не назвать: все же, болиды Mercedes слишком сильно превосходят машины конкурентов. Для британца этот триумф стал седьмым в сезоне ― и вряд ли после схода Росберга кто-то сомневался в победе Хэмилтона.

Куда сильнее зрителей удивил Жан-Эрик Вернь. Партнер Даниила Квята по команде Toro Rosso провел, возможно, лучшую гонку в своей карьере: на далеко не совершенном болиде с мотором Renault француз устроил целую серию красивых обгонов и пробился с 12-го места на старте на шестое на финише.

Вдвойне удивительно, что этому успеху не помешали сразу два штрафа за выезды за пределы трассы: комиссары дважды прибавляли к времени француза по пять секунд, но Жан-Эрик словно не замечал этих наказаний. Апофеозом стали финальные минуты, когда Вернь каким-то чудом опередил четверых соперников и за полтора круга оторвался от них на 7 секунд, полностью нивелировав эффект от штрафа. Загибайте пальцы: на Гран-при Сингапура Вернь обогнал Квята, Мальдонадо, Магнуссена, Хюлькенберга, Райкконена, Боттаса ― и финишировал на шестом месте. Лучшем за всю карьеру в Формуле-1.

Самый красивый эпизод: Перес против всех


Пилот команды Force India Серхио Перес известен своим азартом и фирменной неуступчивостью. На Гран-при Сингапура мексиканец подарил фанатам то, что они любят больше всего: жесткие дуэли. Сначала Перес столкнулся с Адрианом Сутилом: Серхио атаковал соперника по внешней стороне, когда немец просто «завез» оппонента в стену.

От контакта на болиде Force India надломилось переднее антикрыло: аэродинамический элемент ушел под днище, после чего 700-килограммовый автомобиль раздробил деталь, усеяв асфальт обломками. На трассу выехал пейс-кар, а Перес поехал в боксы менять антикрыло. Зачастую борьба за высокие места для пилота на этом заканчивается ― но только не для Серхио Переса.

Мексиканец вернулся в гонку и бросился отыгрывать позиции. Незадолго до финиша спортсмен догнал плотную группу соперников, боровшихся на грани очковой зоны, и за каких-то девять кругов прорвался с 14-го на седьмое место. Среди поверженных Пересом ― собственный напарник Нико Хюлькенберг и чемпионы мира Дженсон Баттон с Кими Райкконеном.

Россия в Формуле-1: с обезвоживанием, но на финише


Единственный российский гонщик в Формуле-1 Даниил Квят всю гонку провел без воды: система подачи жидкости отказала на старте, оставив уфимца один на один с тридцатиградусной жарой. Впрочем, 30 было снаружи ― в кокпите температура могла доходить до 70 градусов по Цельсию.

Лишенный воды Квят еле-еле дотянул до финиша: в таких условиях даже непривычно низкое 14 место кажется достижением. По ходу гонки Даниил говорил команде, что не выдержит полную дистанцию, но сила убеждения взяла свое ― инженер практически уговорил Квята продолжать бороться.

Борьба за титул: обнуление разрыва

Сезон Формулы-1 2014 года начался в Австралии в середине марта. Семь месяцев и 14 гонок спустя констатируем: Льюис Хэмилтон и Нико Росберг вернулись к тому, с чего начинали. За пять этапов до финиша между соперниками остались ничтожные три очка ― а значит, борьба на заключительных этапах обещает стать особенно напряженной. Следующий Гран-при пройдет в Японии 5 октября.







Антон Погорельский
Фото: Hoch Zwei / ZUMAPRESS.com / Global Look Press
Комментарии