branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Камеры уравняют чиновников с народом

Уже этим летом «письма счастья» начнут приходить VIP-нарушителям, включая чиновников и спецслужбы...
Уже этим летом «письма счастья» начнут приходить VIP-нарушителям, включая чиновников и спецслужбы. Но пока только тем, кто попадется на нарушении ПДД в Подмосковье. В государственном казенном учреждении «Центр безопасности дорожного движения Московской области» собираются создать базу нарушителей на автомобили с VIP-номерами.

Камеры и сейчас фиксируют нарушения всех автомобилей, независимо от статуса их владельцев, но решение по наказаниям для ведомственного транспорта принимает ГИБДД, а ГКУ ЦБДД Московской области не имеет доступа к персональным данным собственников этих машин.

Новая система будет запущена уже в конце лета. Под наблюдение попадут, в том числе, и машины, находящиеся в ведении Верховного суда России, МВД, ФСБ, Федеральной службы охраны (ФСО) и Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

«Сейчас факт нарушения есть, а куда отправлять штраф – информации нет».
«Для того, чтобы знать куда отправить постановление, им нужно иметь доступ к закрытой базе данных. А доступ к ней осуществляется, скажем так, по особым правилам, и сейчас они, видимо, собираются модернизировать программное обеспечение, чтобы получить доступ к этим данным», - прокомментировал это решение в беседе с корреспондентом Autonews.ru организатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов.

«Сейчас они видят, например, что автомобиль проехал 180 км/ч там, где можно 60. Они хотят отправить постановление, готовят его, а им говорят, что это закрытая информация, и никто вам ее не даст. То есть факт нарушения есть, а куда отправлять штраф – информации нет», - добавил он.

Мнения правозащитников относительно идеи подмосковного ведомства разделились. «Сама по себе инициатива абсолютно разумна. Пока есть люди, у которых есть преимущество перед законом, всегда будет желание отступить от ПДД. В чем проблема сейчас? Сейчас мне кажется, основное направление – это видеофиксация, в которой не участвуют те автомобили, которые сотрудник ГИБДД решил не включать туда. Возможно, он получил какое-то указание, но, в любом случае, эти автомобили были абсолютно безнаказанны. Если действительно будет создана автоматизированная система, во что хочется верить, то, конечно, было бы намного это все интереснее. И, наверное, повлияло бы на безопасность дорожного движения», - говорит глава московского представительства Федерации автовладельцев России Сергей Канаев.

«У нас сказано, что машина, подающая специальные звуковые и световые сигналы, может отклоняться от правил».
Не согласен с ним юрист и правозащитник из движения автомобилистов России Леонид Ольшанский: «Это просто PR-ход. Очень жаль, что люди делают свою PR-карьеру на том, что смотрят, кто из министров или депутатов поехал на такой-то машине в химчистку или прачечную».

Сходятся эксперты в том, что, на первый взгляд, инициатива не соотносится с законом РФ, по которому машинам с включенными спецсигналами разрешено нарушать правила дорожного движения. «У нас сказано, что машина, подающая специальные звуковые и световые сигналы, может отклоняться от правил. Значит, с одной стороны она может, а с другой стороны вы им будете посылать «письма счастья». Это противоречие. Письмо придет на автобазу, и, если есть элементарная грамота на автобазе этих учреждений, то они просто не будут платить. По фотографии понять, включены ли маячки, нельзя, а у нас статья презумпции невиновности гласит, что доказать полностью вину должен правоохранительный орган. Гражданин или кто-то еще оправдываться не должен, а любое сомнение трактуется в пользу обвиняемого. Мы должны исходить из того, что водитель пользовался спецсигналом, не нарушая, пока, не доказано обратное», - объясняет Ольшанский.

«Нарушение автомобиля с мигалкой не доказать, если оно не заснято на видео».
«Мы не понимаем, как будет учитываться отступление от правил дорожного движения, в том числе автомобилей с включенными спецсигналами, - соглашается с ним Канаев. – Кроме видеофиксации, должно быть очень хорошее программное обеспечение, которое отслеживало бы эти автомобили. Два года назад мы делали предложение: как только автомобиль включает спецсигнал, с датчика GPS автоматически уходит сообщение в центр безопасности дорожного движения и соответствующую службу. В таком случае не пострадают люди, которые едут по служебной необходимости, но при этом перед законом будут все равны.

Шкуматов же уверен, что дело вовсе не в мигалках: «Нарушение автомобиля с мигалкой не доказать, если оно не заснято на видео, но в списке VIP-нарушителей не только такие машины. Там большое количество – несколько десятков тысяч автомобилей – которые ездят без мигалок: оперативные, разгонные и так далее. Их очень много. И вот эта инициатива, скорее всего, направлена на то, чтобы такие машины себя вели нормально. Сейчас им на всех плевать, потому что база закрыта, и никто про них не знает. Получается как невидимая мигалка. А вот если доступ к базе будет, то им будут приходить штрафы. Или им или ведомству».

Причем основной рычаг влияния на таких нарушителей эксперт видит не в деньгах, а в дисциплинарных санкциях. «Я думаю, что из этого всего что-то получится. Потому что машина записана на МВД, а водитель пусть даже не будет платить, но ему обеспечат дисциплинарку: выговор или штраф. И тут надо понимать, что сам штраф для них не важен, страшен «залет», потому что это все помещается в личное дело, может отодвинуться звание и так далее», - добавил Шкуматов.

«Я еще два года назад знал, что приходят штрафы даже на автомобили с цветографической раскраской».
Депутат Госдумы Вячеслав Лысаков, напротив, не видит необходимости в подобной инициативе: «Это не нужно. Уже сейчас все нарушения рассылаются. Я еще два года назад знал, что приходят штрафы даже на автомобили с цветографической раскраской: полицейские, например, которые попадают под камеры. Никто ничего не отбраковывает: там объем такой, что это просто нереально сделать в ручном режиме», - говорит парламентарий.

«Штраф приходит на юридическое лицо. Дальше начальник получает письмо и поднимает путевку, в случае со «скорой помощью» - карту вызова, и смотрит, что в это время делала машина. Если спешила на вызов, то вопросов нет – пишется соответствующая объяснительная в ГИБДД, а там закрывают производство по делу. Но если водитель сам нарушил без всяких на то оснований, то начальник колонны или начальник полиции (я разговаривал по этому поводу с начальником на тот момент ГАИ московской области Сергеевым и с начальником ГАИ краснодарского края) дает провинившемуся этот талон, а тот идет и оплачивает все из своего кармана. Ни один начальник не будет платить из бюджета», - добавил Лысаков.

«Руководство ФСО вызвало своих водителей и сказало, что если у кого-то будут затонированы стекла не по закону – это увольнение в 24 часа».
«Более того, когда нами были подняты штрафы за тонирование, то мы узнали, что руководство ФСО вызвало своих водителей и сказало, что если у кого-то будут затонированы стекла не по закону – это увольнение в 24 часа. Это реальный факт. Даже у нас - Думу обслуживала коммерческая фирма до последнего момента, и некоторые из этих водителей выезжали при мне на выделенку (я сам никогда не прошу об этом). Когда я спросил такого, не боится ли он штрафов, он сказал, что им не приходят, потому что у них специальные номера. Так вот я все эти номера записал, попросил коллег из ГАИ дать информацию по ним. Мне прислали кучу штрафов по этим номерам. Я даже попросил диспетчеров, чтобы они предупредили ребят, что они будут платить, если будут нарушать», - резюмировал депутат.

Николай Загвоздкин