branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Свет мой, диод: какой будет оптика будущего

Корреспондент Autonews.ru побывал на заводе Philips в Аахене и узнал, что приходит на смену галогеновым и ксеноновым лампам...
С каждым годом автопроизводители применяют все более новые технологии в производстве головной оптики с использованием электронных и микропроцессорных систем. Стремление создавать новый футуристический дизайн фар заставляет чаще обращаться к светодиодам, но пока полностью уйти от стандартных галогеновых и ксеноновых ламп не представляется возможным. Как показывает практика, отправной точкой для всех инноваций все еще остается лампа.

Основных производителей автомобильных ламп сегодня три: Philips, Osram и General Electric. Philips является общепризнанным лидером в этой тройке. Собственно, именно с производства автомобильных ламп и начинается его история. Компанию основали братья Антон и Джерар Филипс в 1891 году, и электрические лампы были первым видом продукции, которую она выпускала. С тех пор ассортимент значительно расширился – компания Philips добавила в свою обойму медицинскую и бытовую технику, однако производство ламп, в том числе автомобильных, имеет большое значение для голландского концерна. Линией автомобильных ламп Philips занимается специализированное подразделение Philips Automotive Lighting. В настоящее время автомобильные лампы выпускаются в четырех производственных центрах. Галогенные и ксеноновые лампы выходят из цехов завода, расположенного в немецком Аахене.

Как производят лампы и на что они способны, нам показали именно на заводе в Аахене. Philips использует для изготовления галогенных и ксеноновых ламп не тугоплавкое стекло, а специальное — кварцевое. Лампочки, изготовленные из него, отличаются от «тугоплавких» меньшими размерами колбы, поскольку стекло более тонкое. При этом еще и более прозрачное, что уменьшает потери светового потока. Правда, повышенная прозрачность не всегда во благо: проходящий через кварцевую колбу ультрафиолет пагубно влияет на пластиковые элементы фар, от отражателя до рассеивателя. Поэтому Philips разработал собственную рецептуру кварцевого стекла со специальными добавками, благодаря которым колба способна полностью отфильтровывать вредный ультрафиолетовый спектр.
 

Попасть на конвейер по производству ламп журналисты смогли, лишь облачившись в защитные халаты, очки и специальную обувь. Все процессы максимально автоматизированы, на выходе каждой линии стоит специальная камера, проверяющая качество продукции. Производство делится на несколько этапов. Вначале нарезаются колбы ламп, потом в них устанавливается спираль, и уже в самом конце привариваются цоколи. Кстати, не только роботы и компьютеры проверяют качество продукции. На последнем этапе продукция проходит дополнительную проверку в ручном режиме под ультрафиолетовыми лампами.

В этом году специалисты Philips представили новые лампы ColorVision, с помощью которой можно преобразить свой автомобиль. Лампа имеет специальное напыление разных цветов, что позволяет ей окрашивать свет в отражателе фары в разные оттенки, при этом на дороге свет будет равномерно белый, без примесей других цветов. Лампы выпускают в желтом, синем, фиолетовом, и зеленом цветах.
 


Но не стоит забывать про ксеноновый свет, который продолжает совершенствоваться. Абсолютно новый продукт на рынке – лампа D5S. С 2013 года она официально устанавливается на серийные автомобили (Volkswagen, Citroen, Audi). Все мы знаем, что для автомобилей с ксеноновой оптикой необходим автокорректор фар и омыватель фар. Световой поток от ксеноновой лампы составляет около 3500 люмен, а, по европейским законам, любой автомобиль, оснащенный оптикой, способной светить свыше 2000 люмен, должен быть оборудован этими устройствами. Именно поэтому компания Philips дефорсировала стандартную ксеноновую лампу до 2000 люмен, при этом объединила и уменьшила все необходимые для ксенона компоненты (блок розжига и игнитор), поместив их в форм-фактор лампы. В результате получилась новая лампа D5S.

По размерам она немного больше стандартной лампы D3S, также не содержит ртути и такой же стандартной для ксенона температуры – 4300 кельвинов. Данная лампа позволит автопроизводителям экономить на дополнительных компонентах при установке ксенонового света и разрабатывать новый дизайн автомобильной оптики - теперь не надо размещать довольно большие блоки на корпусах фар.

Как прогнозируют специалисты компании, в ближайшее время галогеновые и ксеноновые фары вытеснит продукция на основе светодиодов. Рынок светодиодных ламп Philips начал осваивать в конце 1990-х годов, создав предприятие Lumileds, находящиеся в Силиконовой Долине США. На данный момент компания поставляет светодиоды для изготовления автомобильных осветительных приборов крупнейшим производителям, таким как Hella, ZKW, AL (Bosch), Koito, Stanley.

Разработки не стоят на месте, и Philips представила новое поколение светодиодов – OLED. OLED - сокращение от «organiclightemittingdiode» (органический  светодиод). Слово «органический» в названии может сбить с толку: технология не имеет ничего общего с животным и растительным миром. Химические вещества в органическом светодиоде OLED излучают свет при пропускании через них электрического тока.  Этот принцип называется электролюменисценцией.

Органические светодиоды – не точечные источники света, а плоские светопанели, которые обеспечивают равномерное, комфортное для глаз освещение. Они излучают мягкий, рассеянный свет, который не ослепляет и позволяет избежать резких теней. Толщина излучающих свет слоев -  всего 400 nm (это в 400 раз тоньше человеческого волоса). Современные органические светодиоды OLED создаются из низкомолекулярного материала. Но в будущем компания планирует использовать полимеры, для изготовления своей продукции.

Технология на базе OLED работает следующим образом. Сверхтонкие слои органических полупроводников сложены как бутерброд между двумя электродами. Электрический ток проходит от положительного к отрицательному электроду через органическую пленку, вызывая ее свечение. Чтобы защитить органические слои, светодиод покрыт стеклянным материалом. В выключенном состоянии панель абсолютно прозрачная, что позволяет создавать интересные дизайнерские решения и использовать их в разных сферах применения.

В данный момент компания Philips работает над созданием гибких органических светодиодов. Сейчас им удалось согнуть стекло на 30 градусов, при этом не потерять светоотдачу, но в ближайшие 5 лет, прогнозируют специалисты, будут созданы органические диоды на основе пластика, а им можно будет придавать абсолютно любую форму.


Органические светодиодные панели практически не нагреваются, к ним спокойно можно прикоснуться рукой и не обжечься. Панели могут быть любого цвета и формы, при этом оставаться прозрачными. Толщина панели составляет всего около 1,8 мм, светоотдача от 15 лм/Вт до 60 лм/Вт (в зависимости от типа панели), яркость от 2,500 кд/м2 до 4,500 кд/м2 (в зависимости от типа панели), а срок службы до 15 000 часов.

В настоящее время органические светодиоды OLED используются для дисплеев в смартфонах и мобильных игровых устройствах. На ежегодной выставке потребительской электроники Consumer Electronics Show 2013 было объявлено о поступлении в продажу большого телевизора OLED – размер экрана 55”, цена  €9,000/$12,000. На данный момент стоимость производства OLED-панелей слишком высока (около €63 000 за квадратный метр), но в ближайшие годы, по прогнозам, упадет более чем в 30 раз.

Первые прототипы OLED были продемонстрированы еще в 2004 году, и только спустя 9 лет вышли на рынок. На данный момент на основе OLED появились осветительные приборы, интерактивные панели для ресторанов и магазинов, а 2015 году они будут использоваться в автомобилестроении. Компания Philips получила все необходимые сертификаты для использования своей продукции в задней оптике (стоп-сигнал и сигнал поворота), передней оптике (дневные ходовые огни) и освещении салона автомобиля. Как нам рассказал представитель компании, первый автомобиль, оснащенный технологией OLED, выйдет под брендом Audi. Кстати, в разработке автомобильной оптики Philips тесно сотрудничает с компанией Automotive Lighting (ALBosch). Инженеры компании также отметили, что вскоре данные панели будут применяться в самолетостроении, для которой очень важно сокращение веса, а использование светодиодных панелей в этом существенно поможет.

Константин Козлов, специально для Autonews.ru