Самую дорогую трассу России строили для Рублевки
Статьи 24 декабря 2013
Статьи 24 декабря 2013
Самую дорогую трассу России строили для Рублевки
Autonews.ru разбирался, как 18 километров в объезд Одинцова оказались самой дорогой трассой в стране...
Самую дорогую трассу России строили для Рублевки 
С 1 января 2014 года в России станет одной платной дорогой больше. С водителей начнут взимать деньги за проезд по открытому в конце ноября участку дороги М1 «Беларусь», начинающемуся в районе населенного пункта Лесной городок и заканчивающемуся выездом на МКАД – он дублирует Минское шоссе в обход Одинцова. Плата за проезд легкового автомобиля по новой дороге составит больше 10 рублей за километр.

Таким образом, новая 18,5-километровая трасса станет самой дорогой платной дорогой в стране. За дневной проезд по ней водителю легкового автомобиля придется выложить 196,65 рублей. Тариф для обычных грузовиков - в два, а для тяжелых почти в три раза выше.

В то же время, чтобы проехать, к примеру, все шесть платных участков автодороги М4 «Дон» ( 48 км - 71 км, обход г. Богородецк 225 км - 260 км, обход г. Ефремов 287 км - 321 км, обход с. Яркино 330 км - 355 км, обход г. Елец 355 км - 414 км, обход с. Хлевное и г. Задонск 414 км - 464 км), общая протяженность которых составляет 229 километров, сегодня нужно заплатить всего около 300 рублей. Или 1,3-1,5 рублей за километр.

Новая 18,5-километровая трасса станет самой дорогой платной дорогой в стране.
Официально разница в цене проезда объясняется различными подходами к тарифной политике, зависящими от происхождения денег, на которые были построены трассы, сообщили корреспонденту Autonews.ru в ГК «Российские автомобильные дороги». «Один из них касается тарифов на проезд по дорогам, построенным за счет государственных средств или с преобладанием таковых (к таким дорогам, например, относятся новые участки трассы М-4 «Дон» или участок новой скоростной дороги Москва - Санкт-Петербург в обход Вышнего Волочка). В данном случае государство, вложив средства, формирует «социальный» тариф, исходя из платежеспособного спроса населения. Здесь действует предельно допустимый уровень средневзвешенного тарифа (в настоящее время это 1,5 рубля за километр)», - утверждают в «Автодоре».


Платные участки на М4 возводились за счет государства. Новый съезд с трассы М1 строили за счет инвесторов, которым государство предоставило право самим определять и менять тарифную сетку. «Концессионным соглашением определено право концессионера устанавливать дифференцированную систему оплаты проезда в пределах параметров средневзвешенного тарифа для каждой из тарифных групп. Кроме того, концессионер разрабатывает и согласовывает с концедентом тарифную политику», - сообщается на сайте правительства РФ. (концедент – государственная компания «Российские автомобильные дороги», концессионер – ОАО «Главная дорога»)

Новый съезд с трассы М1 строили за счет инвесторов.
Официально брать деньги за проезд по новой дороге начнут 1 января 2014 года и продолжат в течение 99 лет. На такой срок государство практически наделяет своими правами ОАО «Главная дорога».

«Второй подход касается стоимости проезда по дорогам, построенным в рамках концессионных соглашений (к числу таких дорог относится новый выход с МКАД на трассу М-1 «Беларусь», головной участок новой скоростной дороги М-11 «Москва - Санкт-Петербург». Инвестором и застройщиком здесь выступает концессионер. Заказчиком-концедентом — государство (Государственная компания «Автодор»). В данном случае дорога строится за счет средств, привлекаемых инвестором, и тарифы на проезд по ней рассчитываются инвестором (концессонером), исходя из необходимости возврата инвестиций. Общепринятая мировая практика заключается в том, что концессионер устанавливает средневзвешенный тариф, исходя из финансовой модели проекта, а государство согласовывает этот уровень тарифа», - сообщили корреспонденту Autonews в ГК «Автодор».


Всего в 18,5-километровый участок дороги вложено более 25 миллиардов рублей. Из которых частными инвесторами выделено немногим более половины, остальные деньги - государственные Заявленный срок окупаемости проекта от 15 до 18 лет в зависимости от интенсивности движения. Срок действия концессионного соглашения – 30 лет. По мнению директора НИИ материалов и конструкций при МАДИ Эдуарда Котлярского, исходя из того, что практически все земли под новую дорогу выкупались у населения и организаций, а сам участок трассы насыщен мостами и эстакадами, 25-миллиардная стоимость проекта - сумма приближенная к реальности.

«Ездить по этому участку будут не жители Одинцова, а обитатели Рублевки».
Однако в 2004 г., когда проект только проходил финансово-экономическое обоснование, суммы назывались принципиально иные. В частности, было рассчитано, что для возведения нового участка дороги будет достаточно 6,3 миллиардов рублей сторонних инвестиций — в два с лишним раза меньше, чем оказалось в итоге. Стоимость проезда и вовсе называлась в четыре раза меньше нынешней: 2,5 рубля для легковушки и 5 рублей для грузового автомобиля за километр. Таким образом, если бы конечная смета не выросла в несколько раз, то проезд по новой трассе обошелся бы водителю легкового автомобиля в 46,25 рубля, а для водителя трехосного «КамАЗа» в 92,5 рубля.

Конечно, с учетом инфляции и четырехлетней заморозки проекта, стоимость строительства должна была неизменно вырасти. Но, безусловно, не в два с лишним раза. Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает, что виной всему московский трафик, а точнее, нежелание чиновников плестись в одном потоке со своими гражданами.

«Стоимость установлена, исходя из того, что ездить по этому участку будут не жители Одинцова, а обитатели Рублевки. И, видимо, так и планировалось изначально, с учетом того, что эта дорога дальше будет утыкаться в северный дублер Кутузовского проспекта. Это дорога для чиновников, которые будут оплачивать проезд по ней из бюджета. Им без разницы, хоть 1000 рублей сделай. Они будут просто перекладывать деньги из кармана в карман», - заявил Шкуматов в беседе с корреспондентом Autonews.ru.


В незапланированном увеличении стоимости проекта, равно как и его вынужденной заморозке вины обычных автомобилистов нет. Поэтому брать с них лишние деньги, компенсируя непредвиденные затраты неправильно, считает лидер партии «Автомобильная Россия» Виктор Похмелкин. К тому же, по мнению эксперта, российские водители и без того вкладывают в дороги страны в виде всевозможных налогов и акцизов слишком много денег, практически ничего не получая взамен.

«Рубль за километр - это вполне оправданная цена».
«Платные дороги — это дороги бизнес-класса, они имеют право на существование, когда у нас обеспечен хороший эконом-класс. У нас его нет, а вводить бизнес-класс без эконома, это, с моей точки зрения неправильно ни с точки зрения экономической, ни с точки зрения моральной. Цены - это вообще отдельная история. Их устанавливают совершенно произвольно. Пока мы не построили надлежащую, добротную дорожную сеть, по которой могли бы ездить люди, уже оплатив ее как налогоплательщики ни о каких дорогах повышенного комфорта речи быть не может», - уверен Виктор Похмелкин.

Платные дороги в России имеют право на существование, но платить деньги люди согласны лишь за действительно новые и современные трассы с необходимой дорожной инфраструктурой, на которых нет риска попасть в яму или внезапно вылететь на обледенелый участок, считает Петр Шкуматов. «Рубль за километр - это вполне оправданная цена. Я думаю, что люди готовы платить эти деньги, но за качественную дорогу. А сейчас делают платную дорогу некачественную — даже без освещения. Поставили отбойник, турникеты, а дорога какой была, такой и осталась», - резюмировал эксперт.


Алексей Матвеев
Комментарии