Самую дорогую трассу России строили для Рублевки
Самую дорогую трассу России строили для Рублевки
Статьи 24 декабря 2013
Статьи 24 декабря 2013
Самую дорогую трассу России строили для Рублевки
Autonews.ru разбирался, как 18 километров в объезд Одинцова оказались самой дорогой трассой в стране...
Самую дорогую трассу России строили для Рублевки 
С 1 января 2014 года в России станет одной платной дорогой больше. С водителей начнут взимать деньги за проезд по открытому в конце ноября участку дороги М1 «Беларусь», начинающемуся в районе населенного пункта Лесной городок и заканчивающемуся выездом на МКАД – он дублирует Минское шоссе в обход Одинцова. Плата за проезд легкового автомобиля по новой дороге составит больше 10 рублей за километр.

Таким образом, новая 18,5-километровая трасса станет самой дорогой платной дорогой в стране. За дневной проезд по ней водителю легкового автомобиля придется выложить 196,65 рублей. Тариф для обычных грузовиков - в два, а для тяжелых почти в три раза выше.

В то же время, чтобы проехать, к примеру, все шесть платных участков автодороги М4 «Дон» ( 48 км - 71 км, обход г. Богородецк 225 км - 260 км, обход г. Ефремов 287 км - 321 км, обход с. Яркино 330 км - 355 км, обход г. Елец 355 км - 414 км, обход с. Хлевное и г. Задонск 414 км - 464 км), общая протяженность которых составляет 229 километров, сегодня нужно заплатить всего около 300 рублей. Или 1,3-1,5 рублей за километр.

Новая 18,5-километровая трасса станет самой дорогой платной дорогой в стране.
Официально разница в цене проезда объясняется различными подходами к тарифной политике, зависящими от происхождения денег, на которые были построены трассы, сообщили корреспонденту Autonews.ru в ГК «Российские автомобильные дороги». «Один из них касается тарифов на проезд по дорогам, построенным за счет государственных средств или с преобладанием таковых (к таким дорогам, например, относятся новые участки трассы М-4 «Дон» или участок новой скоростной дороги Москва - Санкт-Петербург в обход Вышнего Волочка). В данном случае государство, вложив средства, формирует «социальный» тариф, исходя из платежеспособного спроса населения. Здесь действует предельно допустимый уровень средневзвешенного тарифа (в настоящее время это 1,5 рубля за километр)», - утверждают в «Автодоре».


Платные участки на М4 возводились за счет государства. Новый съезд с трассы М1 строили за счет инвесторов, которым государство предоставило право самим определять и менять тарифную сетку. «Концессионным соглашением определено право концессионера устанавливать дифференцированную систему оплаты проезда в пределах параметров средневзвешенного тарифа для каждой из тарифных групп. Кроме того, концессионер разрабатывает и согласовывает с концедентом тарифную политику», - сообщается на сайте правительства РФ. (концедент – государственная компания «Российские автомобильные дороги», концессионер – ОАО «Главная дорога»)

Новый съезд с трассы М1 строили за счет инвесторов.
Официально брать деньги за проезд по новой дороге начнут 1 января 2014 года и продолжат в течение 99 лет. На такой срок государство практически наделяет своими правами ОАО «Главная дорога».

«Второй подход касается стоимости проезда по дорогам, построенным в рамках концессионных соглашений (к числу таких дорог относится новый выход с МКАД на трассу М-1 «Беларусь», головной участок новой скоростной дороги М-11 «Москва - Санкт-Петербург». Инвестором и застройщиком здесь выступает концессионер. Заказчиком-концедентом — государство (Государственная компания «Автодор»). В данном случае дорога строится за счет средств, привлекаемых инвестором, и тарифы на проезд по ней рассчитываются инвестором (концессонером), исходя из необходимости возврата инвестиций. Общепринятая мировая практика заключается в том, что концессионер устанавливает средневзвешенный тариф, исходя из финансовой модели проекта, а государство согласовывает этот уровень тарифа», - сообщили корреспонденту Autonews в ГК «Автодор».


Всего в 18,5-километровый участок дороги вложено более 25 миллиардов рублей. Из которых частными инвесторами выделено немногим более половины, остальные деньги - государственные Заявленный срок окупаемости проекта от 15 до 18 лет в зависимости от интенсивности движения. Срок действия концессионного соглашения – 30 лет. По мнению директора НИИ материалов и конструкций при МАДИ Эдуарда Котлярского, исходя из того, что практически все земли под новую дорогу выкупались у населения и организаций, а сам участок трассы насыщен мостами и эстакадами, 25-миллиардная стоимость проекта - сумма приближенная к реальности.

«Ездить по этому участку будут не жители Одинцова, а обитатели Рублевки».
Однако в 2004 г., когда проект только проходил финансово-экономическое обоснование, суммы назывались принципиально иные. В частности, было рассчитано, что для возведения нового участка дороги будет достаточно 6,3 миллиардов рублей сторонних инвестиций — в два с лишним раза меньше, чем оказалось в итоге. Стоимость проезда и вовсе называлась в четыре раза меньше нынешней: 2,5 рубля для легковушки и 5 рублей для грузового автомобиля за километр. Таким образом, если бы конечная смета не выросла в несколько раз, то проезд по новой трассе обошелся бы водителю легкового автомобиля в 46,25 рубля, а для водителя трехосного «КамАЗа» в 92,5 рубля.

Конечно, с учетом инфляции и четырехлетней заморозки проекта, стоимость строительства должна была неизменно вырасти. Но, безусловно, не в два с лишним раза. Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает, что виной всему московский трафик, а точнее, нежелание чиновников плестись в одном потоке со своими гражданами.

«Стоимость установлена, исходя из того, что ездить по этому участку будут не жители Одинцова, а обитатели Рублевки. И, видимо, так и планировалось изначально, с учетом того, что эта дорога дальше будет утыкаться в северный дублер Кутузовского проспекта. Это дорога для чиновников, которые будут оплачивать проезд по ней из бюджета. Им без разницы, хоть 1000 рублей сделай. Они будут просто перекладывать деньги из кармана в карман», - заявил Шкуматов в беседе с корреспондентом Autonews.ru.


В незапланированном увеличении стоимости проекта, равно как и его вынужденной заморозке вины обычных автомобилистов нет. Поэтому брать с них лишние деньги, компенсируя непредвиденные затраты неправильно, считает лидер партии «Автомобильная Россия» Виктор Похмелкин. К тому же, по мнению эксперта, российские водители и без того вкладывают в дороги страны в виде всевозможных налогов и акцизов слишком много денег, практически ничего не получая взамен.

«Рубль за километр - это вполне оправданная цена».
«Платные дороги — это дороги бизнес-класса, они имеют право на существование, когда у нас обеспечен хороший эконом-класс. У нас его нет, а вводить бизнес-класс без эконома, это, с моей точки зрения неправильно ни с точки зрения экономической, ни с точки зрения моральной. Цены - это вообще отдельная история. Их устанавливают совершенно произвольно. Пока мы не построили надлежащую, добротную дорожную сеть, по которой могли бы ездить люди, уже оплатив ее как налогоплательщики ни о каких дорогах повышенного комфорта речи быть не может», - уверен Виктор Похмелкин.

Платные дороги в России имеют право на существование, но платить деньги люди согласны лишь за действительно новые и современные трассы с необходимой дорожной инфраструктурой, на которых нет риска попасть в яму или внезапно вылететь на обледенелый участок, считает Петр Шкуматов. «Рубль за километр - это вполне оправданная цена. Я думаю, что люди готовы платить эти деньги, но за качественную дорогу. А сейчас делают платную дорогу некачественную — даже без освещения. Поставили отбойник, турникеты, а дорога какой была, такой и осталась», - резюмировал эксперт.


Алексей Матвеев
Комментарии