branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

«Нельзя штрафовать за то, чего нет в природе»

Эксперты Autonews.ru оценили перспективы нового закона – который уже принят, но работает только на бумаге...
«Нельзя штрафовать за то, чего нет в природе»
«Нельзя штрафовать за то, чего нет в природе»
Конец эры «автолюбителей», новые категории, запрет на сдачу водительских экзаменов экстерном, - поправки к закону «О безопасности дорожного движения», вступившие в силу 5 ноября, серьезно меняют жизнь автовладельцев. Однако нововведения, которые, по логике, должны улучшить качество подготовки водителей в автошколах страны, сами нуждаются в поправках. В обновленном виде закон просто не может полноценно работать, единогласны в своих оценках новой редакции документа эксперты.

Алфавит в правах

Самое серьезное нововведение - практически троекратное увеличение списка категорий транспортных средств. В водительском удостоверении нового образца появились подкатегории «А1», «В1», «С1», «D1», «С1E», «D1E», и категории «Tm», «Tb» и «M». Но зачем стоило что-то менять, если годами мы обходились меньшим количеством категорий, задаются вопросом автомобилисты.

По словам, председателя правления «Гильдии автошкол» Сергея Лобарева столь подробное разграничение типов транспортных средств - не каприз чиновников или прихоть государства, а лишь инструмент приведения внутренних водительских документов и российского дорожного законодательства к международным стандартам.

«Россия, как страна, входящая в Венскую конвенцию о дорожном движении, должна выполнять все нормативные акты этого договора. И введение водительского удостоверения нового образца, как и появление новых категорий и подкатегорий – это лишь выполнение конкретных требований последней редакции Венской конвенции», - объяснил корреспонденту Autonews.ru Сергей Лобарев.

«Нельзя штрафовать за то, чего нет в природе»


Прежде всего, такая унификация удобна для дорожной полиции. Новое водительское удостоверение имеет пронумерованные графы, и все страны участницы договора заполняют их в одном порядке. А значит с прочтением водительских прав, даже выданных в другой стране, у полиции никаких проблем возникать не будет.

В разделении одной категории на несколько подкатегорий, по мнению экспертов, должны быть заинтересованы и сами водители. В личное пользование сегодня можно приобрести как самосвал, так и небольшой фургон, рейсовый автобус или минивэн. Для управления большой машиной навыков и знаний требуется куда больше.

«Обучать маневрированию на маршрутке и двухэтажном автобусе – совсем разные вещи. И если человек не собирается водить огромный лайнер, то пройти обучение на подкатегорию для него будет, безусловно, легче. Кроме того, по мнению экспертного совета нашей гильдии, обучение на подвижной состав подкатегорий D1, C1 ,E1, безусловно, будет на 10-15% дешевле, чем обучение на категорию», - отмечает преимущества введения подкатегорий заведующий учебной частью «Центральной автошколы «Безопасность» Сергей Блинов.

Пока каких-либо конкретных цифр назвать никто не может. По словам экспертов, никаких других документов, кроме перечня новых категорий и подкатегорий они даже в глаза не видели. А без них, по мнению Сергея Лобарева, поправки в закон «О безопасности дорожного движения» будут действовать только на бумаге.

«Отсутствует нормативно-правовая база, нет ни программ обучения, ни изменений в Правилах дорожного движения, ни в КоАП, Отсутствует административный регламент по приему экзаменов по этим категориям и подкатегориям. Отсутствует постановление правительства «О допуске к управлению транспортными средствами», - перечисляет необходимые для работы автошкол по новым правилам, но пока не сформулированные документы Сергей Лобарев.

Прав нет, штраф есть

Больше всего вопросов к новой категории "М". Формально с 5 ноября сесть за руль скутера или мопеда можно только с водительскими правами. Любыми. Для тех, кто может управлять легковушкой, грузовиком или мотоциклом - никаких проблем. Управлять маломощными двухколесными и четырехколесными транспортными средствами может водитель, у кого есть права с любой открытой категорией. Но, по статистике, большинство водителей скутеров составляют подростки. Как правило, у них водительских удостоверений нет вообще, а получить права с категорией «М» пока невозможно. В автошколах нет программ обучения на эту категорию, а в ГИБДД не утвержден порядок приема экзаменов у скутеристов.

«Нельзя штрафовать за то, чего нет в природе»


Тем не менее, с 5 ноября по закону за управление мопедом или скутером без водительского удостоверения карается предусмотрено 800 рублей штрафа. Впрочем, понятно, что мотосезон на большей части территории России уже закончился, а значит, время для доработок есть.

Как сообщил корреспонденту Autonews.ru Сергей Лобарев для решения этой проблемы в МВД был даже подготовлен специальный документ.

«Первый замначальника ГИБДД, Владимир Швецов разослал нормативный циркуляр документов во все регионы на снисхождение к лицам, управляющим скутерами и мопедами без прав. Де-юре,- штрафовать обязаны. Но в данной ситуации иного выхода нет», - констатирует Сергей Лобарев.

Известный правозащитник Леонид Ольшанский более категоричен: он настаивает на неправомерности какого-либо наказания за управление скутером или мопедом без водительского удостоверения.

«Нельзя штрафовать за отсутствие того, чего в природе нет, и это, в случае возникновения подобной ситуации на дороге, необходимо донести до инспектора»,- настаивает адвокат.

Учебные заведения по подготовке водителей обеспокоены другой проблемой. Практический экзамен на двухколесном транспортном средстве в условиях городского движения – это потенциальный риск. И не только для сдающего на права курсанта.

«Кто будет нести ответственность за этого водителя? Он не на контрольных педалях! Работник Госавтоинспекции? Страховой агент? Или учебная организация? И как определить, если он, к примеру, попал в ДТП, я его плохо подготовил или он проигнорировал какой-то пункт правил?», - задает вопросы, на которые пока нет ответов, Сергей Блинов.

Экзамен с «автоматом»

Здравым нововведением в закон «О безопасности дорожного движения», безусловно, стало разрешение сдачи экзамена по вождению на автомобилях с автоматической трансмиссией. Курсантам автошкол, которые будут сдавать практический экзамен на «автомате» в правах поставят отметку «AT» - знак для инспектора ДПС, что водителю разрешено управлять автомобилями только с автоматической трансмиссией.

«Нельзя штрафовать за то, чего нет в природе»


Но, опять же, поступить на автокурсы для обучения вождению на автомобиле с «автоматом» пока нельзя. Причина все та же - отсутствие программ подготовки.

Компромиссом в данном случае может стать комбинированная сдача практической части экзамена: многие подразделения ГИБДД идут навстречу будущим водителям автомобилей с АКПП, принимая площадку на «механике», а городскую езду на «автомате».

Кстати, курсы подготовки водителей на автомобилях с автоматической трансмиссией, скорее всего, будут не только короче, но и дешевле.

«Учебная программа первоначального обучения сегодня предусматривает автотренажер, где отводится более 20 часов на закрытом автодроме на «взлет-посадку», отработку взаимодействия рук и ног без визуального контроля – этой части в «автоматическом» курсе, скорее всего, не будет. Там только «включил-поехал» и контроль габаритов», - уверен председатель правления «Гильдии автошкол» Сергей Лобарев.

Единственная сложность, с которой могут столкнуться обладатели прав с отметкой «АТ», если в будущем пожелают пересесть на «механику», - необходимость замены водительского удостоверения с обязательной пересдачей практической части экзамена на автомобиле с механической трансмиссией.

«Экстерн» в прошлом

Времена, когда вызубрить правила дорожного движения и научиться водить автомобиль, не посещая автошколу, остались в прошлом. С 5 ноября получить водительское удостоверение можно лишь после прохождения водительских курсов.

В «Гильдии автошкол» считают, что данное нововведение ударит не столько по кандидатам в водители (во времена экстерна, самостоятельно водительское мастерство осваивали не более 5% приходящих на экзамены), сколько по профессионалам, обучающих будущих водителей в индивидуальном порядке.

«Нельзя штрафовать за то, чего нет в природе»


«Уже 5 лет понятия «экстерн» вообще не существует. Есть индивидуальные занятия со специалистом, который занимается в полном объеме. Другой вопрос, что документы об окончании автошколы он не дает»,- разъясняет ситуацию Сергей Лобарев.

Запрет на индивидуальную форму обучения, по мнению специалистов, обусловлен не какой-то пугающей аварийной статистикой с участием «индивидуалов» (ее просто не существует), а техническими проблемами.

«Фактически частные инструкторы существовали, но принимать экзамен практический у их учеников ГИБДД соглашалось лишь на автомобилях автошкол. Нередко автошколы ждали этих «индивидуалов», пока они потренируются, да еще и сломают автомобиль. Это не устраивало ни автошколы, ни сотрудников ГИБДД, принимающих экзамены»,- рассказывает Сергей Лобарев.

Новые поправки формально оставили без работы тысячи профессионалов, занимавшихся индивидуальной подготовкой водителей. И этим людям, по всей видимости, придется либо вновь возвращаться в автошколы, либо осваивать другую профессию. Оспаривать в судебном порядке нововведения бесполезно.

«Конституционный суд сказал, что у нас главный критерий - это часть 3-я статьи 55-ой конституции: права человека и гражданина в исключительном случае могут быть ограничены только федеральным законом. Если это сделано федеральным законом и прошло через Думу – то все! Можно только говорить о нецелесообразности, но нельзя сказать, что это незаконно»,- рассказывает о законодательных механизмах Леонид Ольшанский.

Любители станут профессионалами

С введением новых поправок в закон «О безопасности дорожного движения» из стен автошкол будут выходить только профессионалы. Каждый курсант, успешно сдавший экзамен, помимо удостоверения, получит свидетельство о получении профессии «водитель».

«Нельзя штрафовать за то, чего нет в природе»


«Раньше автошколы относились к системе дополнительного образования, а сейчас вошли в систему профессионального. Хотя, согласитесь, какая там профессия, если очаровательная леди прошла 50 часов вождения и 106 часов теории? Она что, может работать в такси? - комментирует замену терминов Сергей Лобарев. - Профессионал должен не только уметь нажимать на педали и крутить рулевое колесо. Он должен знать правила перевозки грузов, работу с клиентом, понимать материальную ответственность - для этого была отдельная программа обучения».

Тем не менее, эксперты не исключают, что ныне существующие программы подготовки водителей также в ближайшее время будут изменены. Пока же автошколы продолжают работать по старой методике.

«Автошколы часто обвиняют: вот вы натаскиваете на билеты. Но если нет никакого стандарта, чему я должен обучать его? Если нигде не определено, на каких скоростях он должен маневрировать, то ко мне какие претензии? Я даю ему правила и разбираю те билеты, которые требуется. А практический навык - у нас на площадке», - рассказывает о процессе обучения в большинстве автошкол заведующий учебной частью «Центральной автошколы «Безопасность» Сергей Блинов.

Гастарбайтер-драйв

Согласно новой редакции закона «О безопасности дорожного движения, всем иностранцам, желающим работать водителями в России, необходимо получить водительские удостоверения российского образца. Экзамен для мигрантов предусмотрен только один - теоретический. Именно с этой частью, по мнению специалистов, у приезжих самые большие проблемы.

«Нельзя штрафовать за то, чего нет в природе»


«Основная масса не сдает этот экзамен. Причина простая – есть разница в трактовке Правил дорожного движения у них и у нас. Многие из них не только не разбираются в элементарных вещах, например, сколько проезжих частей на дороге, но и даже не умеют читать на русском языке. А ведь им придется сталкиваться по работе с гражданской ответственностью, доверенностью, страховкой, графиками маршрута, требованиями техники безопасности при перевозках. И вот такие полуводители приезжают в мегаполисы и перевозят людей», - рассказывает о своих наблюдениях за процессом сдачи водительских экзаменов приезжими из ближнего зарубежья Сергей Блинов.

Впрочем, времени на штудирование теории и ликвидацию пробелов в знаниях у мигрантов достаточно. Из-за неготовности необходимых регламентирующих документов, обязательное получение российского водительского удостоверения для водителей-иностранцев, работающих по найму, перенесено на полгода - до 9 мая 2014 года.

Любопытно, что гражданам Российской Федерации, получившим права за границей, и решившим работать водителями в России, новое водительское удостоверение будут выдавать лишь после окончания автошколы.

60 дней на перезагрузку

Формально принятая новая редакция закона о «Безопасности дорожного движения» пока работает лишь на бумаге. Виной всему, считают специалисты, бюрократические проволочки.

«Нельзя штрафовать за то, чего нет в природе»


Новые программы обучения, нормативно-правовая база, изменения в Правила дорожного движения и Кодекс об административных правонарушениях должны быть подготовлены к январю 2014 года. Тем не менее, в том, что за два месяца такой объем работы будет выполнен, уверены не все.

«Я как практик говорю, у меня есть сомнения, что они смогут все это сделать за 2 месяца. Если до этого полгода только решали вопрос кому передать нас: Минобразования или Минтрансу, то детализировать и структурировать эту работу мне кажется нереальным», - резюмировал Сергей Лобарев.

Алексей Матвеев