Autonews
Статьи

Мелкие аварии оформят по-новому

Уже через пару лет водители, ГИБДД и страховщики перейдут на новый уровень взаимодействия...
ГИБДД не будет оформлять мелкие аварии
ГИБДД не будет оформлять мелкие аварии
Уже через два с половиной года водители, ГИБДД и страховые компании могут перейти на совершенно новый уровень взаимодействия. Участникам мелких ДТП больше не придется по несколько часов ждать приезда полицейских, выяснять отношения и терять время. Все, что понадобится – это ручка, листок бумаги, страховой полис и мобильный телефон с камерой.

МВД опубликовало приказ, согласно которому, к декабрю 2015 оформление небольших аварий без пострадавших планируется передать страховым компаниям. По мнению авторов инициативы, такая мера приведет, прежде всего, к повышению эффективности деятельности ГИБДД. Проект, который пока еще носит статус «пилотный», будет проведен в четырех регионах (названия не уточняются) до конца следующего года.

По мнению экспертов, этот вариант является обновленной версией европротокола, который в России оказался невостребованным. Причин тому было несколько. Во-первых, одним из требований при самостоятельном оформлении аварии является признание вины одним из участников ДТП. Во-вторых, водители часто опасаются, что они неверно оформят необходимые бумаги, а страховая компания на этом основании откажет им в выплате. Третья и главная причина заключается в том, что владельцы машин опасаются не уложиться в допустимый лимит стоимости повреждений.

Однако новая система, которой пользуются в ряде стран Европы и в США, способна решить все эти вопросы. В частности, речь, скорее всего, пойдет о безлимитных выплатах. Вернее, о суммах, которые ограничены лишь в самом полисе – оформление ДТП без полицейских оговариваться отдельно не будет.

«Это пока еще программа, каких-то четких очертаний пока нет. Скорее всего, это будет продолжение европротокола, но с рядом оговорок. Во-первых, он должен быть безлимитный. Во-вторых, вопрос виновности должен сниматься», - сообщил корреспонденту Autonews.ru генеральный директор «ГлавСтрахКонтроля» Николай Тюрников.

При этом он считает, что происходить все должно по отработанной во многих странах мира схеме. «Сфотографировали, составили извещение о страховом случае, обменялись контактами страховых и разъехались. Причем, уехали с места аварии даже в том случае, если между собой не решили, кто прав, а кто виноват. Это уже дело страховщиков – они будут решать между собой», - добавил Тюрников.

Нечто похожее уже предлагали в Госдуме, однако инициатива не нашла должной поддержки. В июне депутаты отклонили законопроект, касающийся упрощения процедуры оформления мелких аварий. В документе предлагалось разрешить водителям самостоятельно договариваться о возмещении ущерба без вызова полицейских. Речь шла исключительно о незначительных авариях, в которых нет пострадавших. Однако депутаты отметили, что подобная схема может нарушить права водителей.

Отличие нового варианта европротокола от этой схемы заключается как раз в процессе взаимодействия страховщиков между собой. Если в первом случае речь шла о полном исключении страховых компании из процесса выплат, то в предложенном МВД механизме именно страховщики будут осуществлять всю процедуру оформления.

Николай Тюрников предполагает, что в этом случае нужно проработать такую схему, чтобы избежать мошенничества со стороны водителей. «Раньше было условие по КАСКО – вызов на место ДТП аварийного комиссара. Но в предложенной МВД схеме быть этого не должно, иначе сама идея упрощенного оформления потеряет свой смысл. Возможно, со временем будет образован специальный, независимый комитет, который и будет разбираться спорные аварии. Главное для страховщиков – это в течение пяти дней с момента ДТП осмотреть повреждения. Если что-то не будет соответствовать описанному, то это станет поводом в отказе выплат», - отметил генеральный директор «ГлавСтрахКонтроля».

Едва ли не главный вопрос, который волнует водителей – это не механизм выплат, а стоимость самого полиса. Очевидно, что в данном случае нагрузка на страховые компании возрастает, а это станет поводом повысить тарифы. В начале года ходили слухи, что страховщики намерены поднять стоимость полисов в связи со скорым ростом лимита выплат, однако Минфин заявил, что предпосылок к росту тарифов нет. Так, при расчете в 2003 году предполагалось, что средняя сумма выплат по страховке составит от 70 000 до 90 000 рублей, хотя на самом деле страховщики в среднем выплачивают по 24 000 рублей владельцам поврежденных автомобилей.

«В прошлом году страховщики собрали 120 миллиардов рублей, а реально выплатили около 60 миллиардов, хотя по закону выплаты должны были составить почти в полтора раза больше. Это значит, что компании получают сверхприбыль, и все претензии по поводу необходимого роста тарифов, если такие будут, станут безосновательны», - пояснил Тюрников.

Еще один момент, связанный с процедурой оформления аварий страховщиками, заключается в признании вины одним из водителей. Это значит, одного из водителей накажут штрафов, в соответствии с КоАП, за нарушение ПДД. Генеральный директор «ГлавСтрахКонтроля» считает, что проблему решит изменение КоАП, чтобы ни один из участников ДТП не привлекался к административной ответственности. Тем более, для виновника уже будет наказание в виде повышенного коэффициента при покупке нового полиса ОСАГО.