Autonews
Статьи

Мелкие аварии оформят по-новому

Уже через пару лет водители, ГИБДД и страховщики перейдут на новый уровень взаимодействия...
Автосервисы
Autonews
Искать больше не нужно.
Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис
ГИБДД не будет оформлять мелкие аварии
ГИБДД не будет оформлять мелкие аварии 
Уже через два с половиной года водители, ГИБДД и страховые компании могут перейти на совершенно новый уровень взаимодействия. Участникам мелких ДТП больше не придется по несколько часов ждать приезда полицейских, выяснять отношения и терять время. Все, что понадобится – это ручка, листок бумаги, страховой полис и мобильный телефон с камерой.

МВД опубликовало приказ, согласно которому, к декабрю 2015 оформление небольших аварий без пострадавших планируется передать страховым компаниям. По мнению авторов инициативы, такая мера приведет, прежде всего, к повышению эффективности деятельности ГИБДД. Проект, который пока еще носит статус «пилотный», будет проведен в четырех регионах (названия не уточняются) до конца следующего года.

По мнению экспертов, этот вариант является обновленной версией европротокола, который в России оказался невостребованным. Причин тому было несколько. Во-первых, одним из требований при самостоятельном оформлении аварии является признание вины одним из участников ДТП. Во-вторых, водители часто опасаются, что они неверно оформят необходимые бумаги, а страховая компания на этом основании откажет им в выплате. Третья и главная причина заключается в том, что владельцы машин опасаются не уложиться в допустимый лимит стоимости повреждений.

Однако новая система, которой пользуются в ряде стран Европы и в США, способна решить все эти вопросы. В частности, речь, скорее всего, пойдет о безлимитных выплатах. Вернее, о суммах, которые ограничены лишь в самом полисе – оформление ДТП без полицейских оговариваться отдельно не будет.

«Это пока еще программа, каких-то четких очертаний пока нет. Скорее всего, это будет продолжение европротокола, но с рядом оговорок. Во-первых, он должен быть безлимитный. Во-вторых, вопрос виновности должен сниматься», - сообщил корреспонденту Autonews.ru генеральный директор «ГлавСтрахКонтроля» Николай Тюрников.

При этом он считает, что происходить все должно по отработанной во многих странах мира схеме. «Сфотографировали, составили извещение о страховом случае, обменялись контактами страховых и разъехались. Причем, уехали с места аварии даже в том случае, если между собой не решили, кто прав, а кто виноват. Это уже дело страховщиков – они будут решать между собой», - добавил Тюрников.

Нечто похожее уже предлагали в Госдуме, однако инициатива не нашла должной поддержки. В июне депутаты отклонили законопроект, касающийся упрощения процедуры оформления мелких аварий. В документе предлагалось разрешить водителям самостоятельно договариваться о возмещении ущерба без вызова полицейских. Речь шла исключительно о незначительных авариях, в которых нет пострадавших. Однако депутаты отметили, что подобная схема может нарушить права водителей.

Отличие нового варианта европротокола от этой схемы заключается как раз в процессе взаимодействия страховщиков между собой. Если в первом случае речь шла о полном исключении страховых компании из процесса выплат, то в предложенном МВД механизме именно страховщики будут осуществлять всю процедуру оформления.

Николай Тюрников предполагает, что в этом случае нужно проработать такую схему, чтобы избежать мошенничества со стороны водителей. «Раньше было условие по КАСКО – вызов на место ДТП аварийного комиссара. Но в предложенной МВД схеме быть этого не должно, иначе сама идея упрощенного оформления потеряет свой смысл. Возможно, со временем будет образован специальный, независимый комитет, который и будет разбираться спорные аварии. Главное для страховщиков – это в течение пяти дней с момента ДТП осмотреть повреждения. Если что-то не будет соответствовать описанному, то это станет поводом в отказе выплат», - отметил генеральный директор «ГлавСтрахКонтроля».

Едва ли не главный вопрос, который волнует водителей – это не механизм выплат, а стоимость самого полиса. Очевидно, что в данном случае нагрузка на страховые компании возрастает, а это станет поводом повысить тарифы. В начале года ходили слухи, что страховщики намерены поднять стоимость полисов в связи со скорым ростом лимита выплат, однако Минфин заявил, что предпосылок к росту тарифов нет. Так, при расчете в 2003 году предполагалось, что средняя сумма выплат по страховке составит от 70 000 до 90 000 рублей, хотя на самом деле страховщики в среднем выплачивают по 24 000 рублей владельцам поврежденных автомобилей.

«В прошлом году страховщики собрали 120 миллиардов рублей, а реально выплатили около 60 миллиардов, хотя по закону выплаты должны были составить почти в полтора раза больше. Это значит, что компании получают сверхприбыль, и все претензии по поводу необходимого роста тарифов, если такие будут, станут безосновательны», - пояснил Тюрников.

Еще один момент, связанный с процедурой оформления аварий страховщиками, заключается в признании вины одним из водителей. Это значит, одного из водителей накажут штрафов, в соответствии с КоАП, за нарушение ПДД. Генеральный директор «ГлавСтрахКонтроля» считает, что проблему решит изменение КоАП, чтобы ни один из участников ДТП не привлекался к административной ответственности. Тем более, для виновника уже будет наказание в виде повышенного коэффициента при покупке нового полиса ОСАГО.